Виктор Власов (Омск). Откровения плагиаторов.

Виктор ВЛАСОВ (Омск).

 

Постоянный автор «Журнала литературной критики и словесности»

ОТКРОВЕНИЯ ПЛАГИАТОРОВ

Довелось мне поговорить по душам с Валентиной Ерофеевой-Тверской, председателем Омской общественной организации СП России, и Татьяной Четвериковой, тоже когда-то возглавлявшей эту «тусовку», а теперь задвинутой в тень своей ученицей уже тоже не бальзаковского возраста. Но теперь, когда на них весьма неуважительно оттачивают перья молодые и начинающие литераторы города на берегах Иртыша и Оми, они вновь сближаются. И откровенничали они со мной не поодиночке, а дуэтом – так уж вышло.

Начну с Валентины Юрьевны, с которой случайно столкнулся на самой популярной в Омске оптовке. Смотрю, тащится она по ней между торговыми рядами с двумя большущими сумками. Тверская – женщина крепкая и пышная, но сумки настолько тяжелые, что она двигается с трудом.

– Давайте помогу, – предлагаю я.

Осклабившись, Валентина Юрьевна передаёт сумки. Блестит от пота её шея, и поблёскивают смугло-золотистые загорелые руки. Оттерев пот платком, она идёт за мной, оживившись.

– Заехал подешевше взять? – спрашивает она. И, не выслушав ответа, сообщает без толики логики: – Я скоро поеду к мужу. В Израиль. Он в Израиле живёт…

– Нет, – отвечаю я. – У Николая Березовского был в гостях, к нему недавно приехали Станислав Михайлов (зав. отдела поэзии «Сибирских огней») и новосибирский прозаик и художник Николай Мясников. – Скоро журналу исполняется 90 лет. И в преддверии праздника, на который губернатор Новосибирской области выделяет большие деньги, Владимир Берязев (главный редактор «СО») запланировал ряд мероприятий. Уже отправил по командировкам сотрудников издания. Михайлов с Мясниковым в компании с некоторыми омскими прозаиками и поэтами – авторами «Сибогней» – проведут встречи с читателями в ряде омских библиотек.

– Да-а? – с неприкрытым недовольством протянула она, а дальше я сопровождаю её в роли грузчика до дома онемевшей.

Живёт Валентина Ерофеева-Тверская на одной улице с Николаем Березовским, но через дорогу. Зная о недобрых чувствах, какие испытывает она к одному из самых известных в Сибири писателей, молчу и я, хотя можно было бы поговорить о критических статьях Николая Васильевича в разных изданиях как раз насчёт её «творчества», которое, уверен он, насквозь графоманское, да ещё зачастую и плагиаторское…

То ли погода влияет, то ли нечаянность встречи, то ли Валентина Юрьевна пожелала отблагодарить за помощь, да она вдруг приглашает меня на чай. К моему удивлению, Татьяна Георгиевна Четверикова находится у неё. Корректируя, она вычитывает номер «Литературного Омска».

– Добрый день, – только и говорит она, отвлёкшись.

– Чем тебя кормит Березовский? – спрашивает Валентина Юрьевна с наигранной весёлостью.

– По-разному, – признаюсь я. – Люблю кушать в гостях!

Мы пьём чай, добреет Валентина Юрьевна, сама заводит разговор о Николае Березовском и его критических статьях.

– Витенька! – ласково улыбается она. – Никакие мы с Мариной Безденежных и Таней Четвериковой не плагиаторы. Заимствования не отменяли. Многие классики заимствовали друг у друга. И сейчас современники иногда берут и переделывают строки других поэтов, оставляя строки, а порой и целые строфы в своих стихах. Читаю стихи Куняева – и нахожу много заимствований. Ты ж видел, меня напечатали в его «Нашем современнике»… У Александра Кердана заимствования есть, у Геннадия Попова…

На одном из подоконников квартиры Валентины Юрьевны стоит фотография улыбающегося Геннадия Попова в лакированной деревянной рамке. С красивой фигурной надписью: «Из Орла с любовью!»

– Не знаю, что и думать, – отвечаю я. – В Интернет-журнале «Пролог» опубликована статья Березовского «Чья планочка?». У Риммы Казаковой взяли строки, пишет Николай Васильевич.

– Не-ет, – отмахивается она. – Этот стих я написала давно, в восемьдесят третьем, тогда ещё у Казаковой не было приводимого Березовским стихотворения. А то, что я у Блока беру строки или у Мандельштама, то он выдумывает всё, понимаешь? Последнее обвинение меня в плагиате в статье Ивана Тарана, опубликованной в журнале «Русская литература мира» Расуля Ягудина, – не что иное, как буквоедство. Так и я могу, у меня уж опыта побольше. Коверкают всё и Ваня Таран, и Витя Богданов – не один Березовский. Насколько мне известно: первый лежал в психушке, а у второго подозревают шизофрению, пусть он и член лейферовской организации (Александр Лейфер руководит Омской организацией Союза российских писателей. – В.В.). Мстят нам за Березовского. Лет пятнадцать назад мы его выгнали из нашего отделения СПР. Все проголосовали против, и даже его друзья: Новиков, Мурзаков, Балачан, Клишин, Безденежных. Статью Александра Плетнёва в «Литературной России» я помню; он защищал Березовского. Александра Никитича тоже надо было отчислить, как писателя, который перестал писать.

– Да, лет тридцать назад, – подтверждает Татьяна Георгиевна. – Зачем нужен в союзе писатель, который исписался? Вот хорошую статью читала у Сергея Косова про исписавшихся писателей в «Вольном листе». Публикует сейчас Плетнёв во второсортных изданиях свои старые стихи по нескольку раз. И Лейфер рад стараться помогать…

Слушая Ерофееву-Тверскую и Четверикову, я смотрю на обстановку квартиры Валентины Юрьевны. Писали, что она владелица нескольких бутиков. Нет, не заметно. Обычная квартира после недорого ремонта. Для руководителя, пусть и временного, Омского отделения «Народного фронта» Путина она живёт скромно. Пару раз выступила вместе с Леонидом Полежаевым, губернатором Омской области, но это ни о чём не говорит.

– Углицких печатает у себя дребедень разную скандальную, – добавляет Татьяна Георгиевна, попивая чай. – Ему лишь бы рейтинг посещаемости не упал. Женя Асташкин и Игорь Егоров взялись за свой счёт печатать критику Березовского, Тарана и Виктора Богданова в местной «Виктории». Всё им надо знать, что кто-то хуже… Огрызко рад стараться выносить всем напоказ скандальное содержание провинций. Сам-то он кто? Мне некогда отвлекаться, я занимаюсь «Литературным Омском».

– Один только плагиатор в Омске – Прокопьев, – серьёзно говорит Валентина Юрьевна. – Но мы не с ним.

Валентина Юрьевна уезжала ко второму мужу в Израиль, с которым состоит в разводе. Вскоре она переедет в Орёл к Геннадию Попову. Он приготовил для неё «тёплое место» в писательской организации города Орла, где власти платят своим писателям, и достойно. Около двадцати тысяч рублей.

На каждую реплику или статью Валентина Юрьевна и Татьяна Георгиевна держали крепкий ответ. В одной из статей омских авторов было написано про «покупные» премии. Всероссийские: Петра Ершова, Мамина-Сибиряка и другие. Валентина Юрьевна и Татьяна Георгиевна не отрицают, что заплатили небольшие суммы за организацию награждения. Марина Александровна Безденежных, член правления Омской писательской организации СПР, получает губернаторскую премию имени Леонида Мартынова на пару с Павлом Брычковым. В Омске мзда не взимается: им выплачивают около тридцати тысяч на двоих. Ничего в этом зазорного. А про публикации не стоит и говорить. Происходит обмен. Например, Лола Звонарёва печатает Валентину в московском издании «Литературные незнакомцы», а та, в свою очередь, печатает её через связи Геннадия Попова. Скажем, Николай Переяслов – обычный московский графоман, но печатается почти во всех литературных изданиях бывшего Советского Союза.

Такие вот дела. Волей случая, выслушал я поэтов, как они сами себя величают, на которых ориентировано большинство критических статей литераторов Омска.

Да какие же они плагиаторы, если всё делается так просто и открыто?!

Критика и публицистика© ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ И СЛОВЕСНОСТИ. —  №11. — ноябрь.- 2011.