Юрий Алешко-Ожевский «Мифы и люди». Главы из романа. Начало.

Юрий Алешко-Ожевский

МИФЫ И ЛЮДИ, главы из романа

Вадиму Алексеевичу Колдунову, хирургу от Бога,

который подарил новую жизнь не только мне.

  1. Рок древней богини. Эллада
  2. Cанька-Орион и Маин. Сибирь
  3. Заратустра. Персия-Германия
  4. Кинжал Аримана. Сибирь-Украина
  5. Схватка с Артемидой. Сибирь.
  6. Колдунов.

Боги бессмертны, но в земном мире они, как и люди, появляются и исчезают. Иногда древние боги появляются в земном человеческом мире вновь, тоскуя о былом величии и власти над людьми, но в человеческих душах уже властвуют иные боги. Tempora mutantur, et nos mutamur in illis: времена меняются и с ними меняемся мы. Эволюция человеческой души не должна останавливаться.

Николай Рерих во время экспедиции в Гималаи разбил бивак у самой высокой вершины Сибири, горы Белухи. Здесь он всерьез записал в дневнике, что на Земле есть места, где древние мифы смыкаются с сегодняшней реальностью. Граница между бытием и мифами исчезает, и одно из этих мест находится именно здесь, на Алтае. Миф превращается в реальность или реальность в миф? Для человеческой души мифы бывают важнее.

  1. РОК ДРЕВНЕЙ БОГИНИ. Эллада.

Зевс был нормальным властителем и его главная страсть – осеменять все, что шевелится, — нисколько не мешала ему править Олимпом. Когда он набросился на волнующееся море, и из взбитой его гениталиями пены родилась богиня красоты Афродита, он мог быть вполне удовлетворен: Афродита была не только красива, но и охоча до плотской любви, как и ее папочка. Но Артемида, которая родилась после долгой погони за дочерью титанов Лето, превратившейся в перепелку, чтобы убежать от Зевса, была зачата слишком поспешно и в непотребном для бога образе перепела. Разгоряченный погоней Зевс второпях сотворил двойню. Единоутробный брат Артемиды, солнечный бог Аполлон, унаследовал лучшие качества отца, но его сестричка, лунная богиня, оказалась не совсем такой, как ему бы хотелось. Она выскочила из утробы матери на девять дней раньше брата, чтобы принять его роды и тем самым утвердить свое старшинство над мужчинами. Из-за этого мать девять дней мучалась в родовых схватках, но доченьке на это было наплевать. С молоком матери она всосала ненависть к насильникам и решила посвятить себя борьбе с мужчинами.

В свой третий день рождения Артемида забралась к отцу на колени, приласкалась и попросила подарки: вечную девственность, лук и стрелы, шафрановую до колен охотничью тунику с красной каймой, 60 девятилетних нимф-океанид в качестве почетной свиты, 12 речных нимф, чтобы ухаживали за ее сандалиями и кормили охотничьих собак, а также все горы в мире. Зевс хмыкнул и сказал, что он девственность не одобряет, поскольку девственница хуже распутницы: обе думают они об одном и том же, но одна свое получает, а другая – нет, и от этого у нее портится характер. Девочка оказалась упрямой, и тогда Зевс сказал, что она получит желаемое, но, кроме того, она должна будет охранять порядки и обычаи в животном и растительном мире в должности богини охоты, а заодно, «поскольку ты помогла родиться брату, будешь родовспомогательницей». Короче, он дал ей работу лесничего и акушерки. Так и договорились. А потом началось! О своих обязанностях она даже вспоминать не хотела, помнила только о подношениях, которые полагались ей на этих хлебных должностях.

Охраной природы она не занималась, только браконьерствовала. Покровительницей рожениц и матерей она оказалась никудышной. Подношения от рожениц Артемида брала исправно, но когда многодетная мать Ниоба, родившая согласно свидетельству Гесиода десять сыновей и десять дочерей (Гомер насчитал только 6 сыновей и 6 дочерей, но сути дела это не меняет), высказалась, что она плодовитее богини Лето, Артемида выстрелами из лука умертвила всех ее дочерей прямо в материнском доме в Фивах. Сыновей Ниобы, которые в это время охотились на склонах горы Киферона, она доверила убить своему брату Аполлону. Подношения в виде локонов и лоскутов одежды, которые Ниоба всегда приносила в храм Артемиды, оказались бесполезны. Ниоба пошла в Сипил к своему отцу Танталу пожаловаться на детей Зевса, но он не посмел поднять голос против власть имущих богов и превратил дочь в камень, который до сих пор в Сипиле струит слезы днем и ночью.

Зато мужененавистницей Артемида оказалась отменной. Адмет, царствовавший в Ферах (он был не из последних правителей, поскольку у него в услужении находился сам Аполлон, наказанный Зевсом за то, что перебил киклопов, ковавших Зевсу перуны), во время своей свадьбы принес жертвы всем богам, но забыл об Артемиде. Когда Адмет открыл двери свадебного покоя, он нашел там вместо невесты клубок свернувшихся змей. Охотник Бротей не воздавал почестей Артемиде. Он заявлял во всеуслышание, что не только богиня охоты, но даже огонь не сможет причинить ему вреда. Артемида наслала на него безумие, и он кинулся в огонь. Это были цветочки. Ягодки начались, когда Артемида вошла в фертильный возраст.

Когда страшный Буфаг, пожиратель быков, возжелал ее, она попросту убила его. И, возможно, была права – не все женщины охочи до чудовищ. Но однажды прекрасный юноша, охотник Актеон, случайно увидел Артемиду купающейся. Тут бы ей и соблазниться, покорившись природе, наследственности и бушующим в юном теле гормонам! Однако Артемида мгновенно преобразила Актеона в оленя и вселила ярость в сопровождавших его собак, которых было пятьдесят. Не узнав своего хозяина, собаки его растерзали. После того как Актеон погиб, собаки с громким лаем бросились искать своего хозяина. Их безумие кончилось, чары лунной богини кратковременны. В «Метаморфозах» Овидия этот эпизод описан следующим образом:

Так вкруг прекрасного тела сгрудились собаки; как зверя

Мощные псы затравили, и первою впилась Аркена.

… и могучий выводок после:

Балий, а также Линкей крепконогий, за ним Амаринтос.

Всех их по имени он одного за другим перечислил.

Дух затем испустил Актеон по желанию Зевса.

Первым крови царя своего напился досыта

Спарт, и Омарг, и Борес (он мгновенно мог зверя настигнуть).

Кровь Актеона отведав, вкусили они его мяса.

Вслед неотступно другие накинулись, жадно кусая…

Людям лекарством то служит и лечит от тяжких страданий.

Лечит ли людей от страданий кровь своих царей – с Овидием можно поспорить, особенно после опыта двадцатого века в России: передозировка лекарства чревата новой патологией. Власть имущие имеют другую мораль, чем нормальные люди, тем паче, боги – безнаказанность развращает, и среди богов Артемида была белой вороной. Развратницей она так и не смогла стать, но сексопатология у нее была очевидная. Она сама и все ее нимфы были девственницами, и хотя Артемида тайно была влюблена в красавца Эндимиона, переломить свой обет она не могла. Это был ее рок, назначенный Зевсом. Артемида покровительствовала амазонкам, Ипполиту, презиравшему любовь, и девственницам, от которых требовала жертвоприношений, вплоть до человеческих, если они хотят отказаться от воздержания. Подношения Артемиде должны были делать все мужчины, возжелавшие девственниц, в противном случае ее месть всегда была жестокой.

Однажды неугомонному Зевсу приглянулась любимая нимфа Артемиды Каллисто, и он взял ее очень просто: превратился в Артемиду и залез к Каллисто в постель, что нимфе было явно не внове, к лесбийской любви она была Артемидой давно приучена. С папочки мзду не возьмешь и его не накажешь. Пришлось превратить Каллисто в медведицу и убить ее на охоте за нарушение обета целомудрия. Зевс в память об этой любви вознес Каллисто на небо, превратив ее в созвездие Большой медведицы. Артемида, в свою очередь, создала медвежий культ, превращаясь в медведицу сама и превращая в медведиц своих нимф, которые забыли о том, что они вместе с Артемидой должны охранять природу, и превратились просто в убийц. Люди стали строить храмы Артемиде в болотах около родников. Ее называли «медвежьей богиней», «убийцей», «владычицей болот», жрицы Артемиды надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры, пытаясь умилостивить богиню, но она была неумолима.

Осечка произошла у Артемиды только с охотником Орионом. Сын Земли и моря – Геи и Нептуна, он не был бессмертным богом, он был просто великаном. Отец дал ему силу ходить по морю, мать сделала его самым красивым и отважным мужчиной Земли. Отношения с богами у него были сложные не по его вине. Богиня утренней зари Эос влюбилась в Ориона и похитила его для любовных утех, да и он был парень не промах: выбрал себе в жены Сиду, которая осмелилась состязаться с женой-сестрой Зевса Герой в красоте, но Гера быстренько отправила Сиду в Тартар и Орион остался вдовцом. Тогда он попытался честно посвататься к дочери Ойнопиона Меропе, но Ойнопион потребовал вначале очистить остров Хиос от диких зверей, что Орион честно выполнил, а будущий тесть, прислушиваясь к нашептываниям Аполлона, все тянул с ответом о дне свадьбы. Орион и Неропа свадьбы не дождались, и – дело молодое – Неропа лишилась девственности до свадьбы. Мзды Армемиде за порушенную девственность охотник не поднес. Такого богиня не прощала, к тому же ее мучила черная зависть: Орион был красивее ее платонически любимого Эндимиона.

Она начала плести интриги и науськала бога пьянства Диониса напоить Ориона в доме будущего тестя в зюзю, после чего Ойнопион под влиянием лунных чар Артемиды ослепил его. Орион выпутался из этого жуткого положения, добравшись на ощупь до подземной кузницы Гефеста, где прихватил одного из мальчиков-подмастерьев, посадил его на плечи в качестве поводыря и пошел на восток. Первый луч Солнца вернул Ориону зрение.

Орион невзлюбил богов, а за что ему было их любить? И его стали называть Орионом-безбожником. В древнем Вавилоне этого великого охотника называли Нимродом и считали, что он прикован к небу за безбожие. Эллины рассудили по-другому. Они вознесли его на небо за героизм и мужество: Орион решил показать, что боги не лучше смертных и вызвал Артемиду на состязание по метанию диска и по стрельбе из лука. На соревнованиях он взял верх, хотя Артемида пыталась убить его по способу, испытанному при убийстве любимца Аполлона, красавца-гея и изменщика Гиацинта, повернув диск с помощью бога ветра Зефира в голову партнера. Орион увернулся.

Дальше больше. Аполлон, скучая в Элладе, летал на колеснице, запряженной лебедями, развлекаться на дальний север в страну Гиперборею, где люди жили блаженной жизнью в вечных пирах и веселье. Однажды он привез с собой из очередного круиза гиперборейскую деву Опис, но пока Аполлон пил с бодуна огуречный рассол, Орион успел деву соблазнить и превратить в женщину. Вызов был брошен обеим двойняшкам, но ни стрелы Артемиды, ни стрелы Аполлона не поразили Ориона – он был слишком опытным охотником и видел все намерения и действия врага заранее. Тогда Артемида воспользовалась запрещенным приемом, хотя для властителей запретов не существует. Зная, что на сына Геи лунные чары не влияют, она сумела повлиять на саму Гею в критические дни ее лунного цикла, и та послала к Ориону скорпиона. Не ожидая подвоха со стороны матери, Орион был укушен скорпионом и умер. Отец-командир Олимпа Зевс уважал достойных противников и распорядился вознести Ориона на небо вместе с двумя его псами и с преследующим его скорпионом. Вместо вечного надгробия герою.

Когда подошел срок пребывания Артемиды в Элладе, она не ушла на пенсию и попыталась остаться на Земле, вселившись в богиню мести Немезиду. Зевс решил перевоспитать работающую пенсионерку своим способом: он стал преследовать Немезиду, которая, спасаясь от него, превратилась в лебедку. Лебедку Зевс, конечно, догнал, превратившись в лебедя, и потоптал ее, как следует. После этого Немезида снесла яйцо, и Артемиде пришлось вылупиться из него в новом виде и с новым именем Елены. Но и здесь она осталась воплощением мести богов к людям.

Всему приходит конец. Время разрушило храмы Артемиды. Пришли новые боги, прежним богам место осталось только на книжных полках. Но бессмертная богиня мечтала о реванше, память об Орионе не давала ей покоя. Однако прежде, чем она вернулась на Землю, люди разбудили более древних богов.

Читать дальше