«Вот и «Нашей улице»- праздник!» К юбилею журнала «Наша улица»

ВОТ И «НАШЕЙ УЛИЦЕ» — ПРАЗДНИК!

К выходу 100 номера журнала «Наша улица»

Нынешняя жизнь изобилует событиями. За их стремительной сменой, за бытовыми хлопотами, иногда можно пропустить что-то очень важное, интересное, может быть, даже – уникальное. Таким неординарным событием в нашей литературе является, на мой взгляд, юбилей литературного журнала «Наша улица». Да, да, увидел свет юбилейный, уже сотый номер журнала современной российской прозы.

Традиции частного журналоиздательства российского имеют в нашей литературе давние прочные корни. Даже за примерами, как говорится, далеко не надо ходить — Пушкин, Чернышевский, Белинский, Некрасов в разные периоды своей жизни были частными издателями. А литературные журналы, как пишет об этом, в частности, небезызвестный Ричард Пайпс в своей книге «Россия при старом режиме» («Russia Under The Old Regime». Richard Pipes. Печатается по изданию: Ричард Пайпс США, Кембридж, Массачусетс, 1981) были нечто большим, нежели просто печатными изданиями:

«В 1880-е гг. в России уже имелся многочисленный умственный пролетариат. Тем не менее, вплоть до конца старого режима тон задавали выходцы из старого служилого сословия: большинство властителей русских дум всегда происходило из числа состоятельных дворян и чиновников высшего ранга. Именно они формулировали идеологию недовольной интеллигентской массы.

Интеллигенции были нужны учреждения, которые свели бы вместе единомышленников, позволили бы им делиться мыслями и завязать дружеские отношения на основе общих убеждений. В XIX в. в России было пять таких учреждений.»

В своем замечательном труде Ричард Пайпс подробно анализирует эти «учреждения» духовного притяжения, интеллигентного единства России позапрошлого века – салон, университет, кружок, литературный журнал, и, наконец, земства.

Останавливаясь более подробно на литературном журнале, как некоем центре общественной мысли, видный американский историк, в частности, отмечает: «…Четвертым важнейшим учреждением русской интеллигенции, не уступавшим по своему значению университету, был толстый журнал. Издание этого сорта вошло в моду после ослабления цензуры в 1855 г. Состояло оно, как правило, из двух разделов — художественного и общественно-политического в самом широком смысле слова (политика в дозволяемых цензурой пределах, экономика, социология, наука и техника, и т. д.). Каждый журнал проводил определенную философско-политическую линию и рассчитывал на определенный читательский круг. Полемические споры между журналами, по цензурным соображениям облеченные в эзоповские формулировки, стали в России суррогатом открытой политической дискуссии. В 1850- х — начале 1860-х гг. ведущим радикальным органом был «Современник», а после его закрытия в 1866 г.- «Отечественные записки», за которыми последовало, в свою очередь, «Русское богатство». «Вестник Европы» был неизменным выразителем западнического, либерального общественного мнения; с 1907 г. он разделял эту роль с «Русской мыслью». Рупором консервативно-националистических взглядов был «Русский вестник», популярность которого в значительной мере объяснялась тем, что в нем печатали многие свои произведения Толстой, Достоевский и Тургенев. За этими ведущими органами общественной мысли следовали десятки менее известных изданий.*1 Толстый журнал сыграл совершенно исключительную роль в развитии русского общественного мнения. Он разносил по всей огромной империи знания и идеи, которые в противном случае остались бы достоянием лишь двух столиц, и таким образом создавал объединяющие связи между людьми, живущими вдали друг от друга в провинциальных городках и в деревенских поместьях. Именно на этой основе в начале XX в. в России с такой быстротой появились политические партии. В течение года после прихода к власти Ленин закрыл все дореволюционные толстые журналы, поскольку его острое политическое чутье несомненно подсказывало ему, что они представляют большую угрозу для абсолютной власти.*2

 *1 В царствование Николая I число политических, общественных и литературных журналов колебалось между 10 и 20. После 1855 г. число их стремительно возросло: в 1855 г — около 15. в 1860 г.-ок. 50, в 187.5 г.-ок. 70, в 1880 г.-ок. 110, и в 1885 г.-ок. 140 Энциклопедический словарь… Об-ва Брокгауз и Ефрон, СПб., 1889, XVIla, стр. 416-417

*2 В хрущевскую эпоху «Новый мир» сделал относительно успешную попытку возродить традицию толстого журнала как критика политического статус-кво. Со смещением в 1970 г. главного редактора журнала Александра Твардовского попытке этой было положен конец.»

И вот «Наша улица»… Сотый, юбилейный номер… Отрадно сознавать, что традиции литературного журналоиздательства продолжаются. Правда, есть одно существенное «но». Бумажный журнал XXI века, по определению, как мне кажется, уже не может претендовать на ту роль, которую выполняли его «прадедушки» и «прапрадедушки» в веке девятнадцатом, в котором бумажное слово было едва ли не единственным источником информации. Да и смешно было бы требовать от современного литературного журнала, выпускающегося в век бурного развития информационных технологий, в эпоху тотального интернета, всепроникающего радио и всепоглощающего телевизионного засилья, выполнять роль предтечи, чуть ли не единственного центра общественной мысли. И все же, все же, все же, как говорил поэт…

…Я вспоминаю, как в 1999 году, в ЦДЛ, мне попался на глаза новый литературный журнал. Необычный, яркий, с цветными фотографиями на обложках, он выгодно отличался внешним видом от академических аскетических государственных литературных журналов. Раздавали его тогда бесплатно. Взял новое издание и я. На пробу, так сказать. Содержание журнала не разочаровало. Так состоялось мое знакомство с «Нашей улицей». Которая в 2005 году стала уже и «моей» – ибо с 2005 года «Наша улица» публикует и мои эссе и рассказы.

Главным итогом «нашеулицевского» юбилея, на мой взгляд, является то, что за десять долгих лет своего, отнюдь, не безоблачного существования, «Наша улица» превратилась, таки, в некий фактор общественного сознания, свершившийся литературный факт, безусловную данность, без которой литературная жизнь не только столицы, но и всей России в целом, стала бы, наверное, более пресной, дистиллированной, менее интересной, неполной, что ли…

«Журнал литературной критики и словесности» от всей души поздравляет своего литературного собрата, единомышленника-юбиляра с праздником, желает ему творческого и прочего долголетия, процветания и благоденствия.

Вот и пришел на нашу улицу праздник!

От лица «Журнала Литературной Критики и Словесности»   — Андрей Углицких