Виктор Власов (Омск). Есть ли современный писатель?

Виктор ВЛАСОВ (Омск)

Об авторе:  Виктор Витальевич Власов, 24 года.
Окончил Московский Институт Иностранных Языков (Омский филиал). Являюсь участником редколлегии современного журнала независимой литературы “Вольный лист”. Член Союза Писателей XXI век. В настоящее время работаю в СОШ №83 преподавателем английского языка. Является менеджером неконсервативного журнала «Вольный ветер»

Совсем недавно (согласно информации с сайта Николая Березовского) стал еще и членом правления Всемирной Корпорации Писателей (омское отделение) (?)Публиковался в  журналах: “Сибирские огни”, “День и Ночь”, “Новый берег”, международном журнале “Русская Литература”, “Литературный Меридиан”, “Омск Литературный”, “Преодоление”, “Урал-Транзит”, “Вольный лист”, в литературных альманахах: “Складчина”, “Бийский Вестник”, “ЛикБез”, “Иртышъ-Омь”, “Тарские Ворота”, в международном интернет-журнале “Русский Глобус”, международном проекте “Русский Автобан”, интернет-журналах: “Русский переплёт”, “Пролог”, “Критика и Словесность”, “Наша улица”, на сайте Международной Федерации Русскоязычных Писателей, в газетах: “Литературная Россия”, “Омское время”, “Класс”, “Пирамида”, “Оханская сторона”. Положительно отозвался о моих произведениях известный омский писатель Лев Трутнев в газете “Омская правда” (7 апреля 2010 года). Интервью со мной опубликовано в газете “Аргументы и Факты” (№ 31, 4-10 августа 2010).
Выпустил пять книг:
За первую, повесть “Красный лотос” о средневековой Японии, в 2007 году стал лауреатом областной молодёжной премии имени Ф.М. Достоевского.
По программе обмена с иностранными студентами работал в Америке. Итогом поездки стала вторая книга – путевые заметки “По ту сторону неба”.
Третья книга фэнтези – “Сага о Нозготах”.
В четвёртую вошли: “Красный лотос” и “По ту сторону неба”.
Пятая книга – реалистичные рассказы и повести “Третий в команде”.

Есть ли современный писатель?

Неужели, друзья, писатели становятся известными только после смерти? Сколько должен писатель ждать своего звёздного часа, когда его поднимут на руки и скажут:

– Ты молодец, столько сделал для родной литературы! Мы любим тебя и ценим твоё творчество.

Задумывался ли кто-нибудь, как и чем живут писатели в наше время. Задумывались ли, почему писатель пишет, издаёт книги в ущерб себе? Платит большие деньги, чтобы выпустить книгу, ждёт месяцами, а то и годами, чтобы опубликоваться. Может, хочет вложить частичку себя в это сухое и трудное время? Или прославиться в веках, пускать в глаза другим более неудачливым авторам «серебристую пыль», мол, я лучше, меня больше в периодике. Публиковаться – одно, но если Лев Толстой только светился бы в местной и российской периодике, то, наверное, не был Львом Толстым. Он был дворянином, издавал книги, которые получали прекрасные отзывы и одобрение всевозможных кругов. И так старания Толстого не прошли даром. Но что делать современным писателям? Просить средства у государства на издания книги, участвовать в конкурсах, зарабатывать на издания тем, чему обучили, а потом ждать, когда твою книгу возьмут с прилавка, заплатят гроши. Много ли народа читало тогда? Много ли людей читает сейчас? В наших омских книжных магазинах есть полки, на которых размещены книги омских писателей. На стеллажах книги лежат долгое время. Лежат, совершенно независимо от маститости автора издания. Приходишь, смотришь: лежит «Разговор с богом» – публицистика Александра Лейфера, пылится тонкая книга стихов Николая Эйхвальда, молодого парня, члена Союза писателей России, между прочим. Но кто сейчас читает публицистику – кому интересно узнать про какого-то пусть очень одарённого человека. Или стихи… Молодёжь почти не читает стихи. Попробуй, спроси у школьника. Могу предположить, как изменится его лицо, если спросить про современных омских поэтов, таких как Юрий Перминов, Николай Трегубов или Веронику Шелленберг.

Сколько писателей и поэтов в Омске? Это смотря кого считать ими, так будет вернее. Возможно, около ста. Свыше пятидесяти в одной писательской организации, больше тридцати в другой и плюс несколько писателей и поэтов, которые никуда не входят, но имеют заслуги либо не хуже тех, у кого есть билет того или иного союза, либо даже посущественней. Тогда что считать заслугами перед литературой. Публикации? Количество книг? Литературные награды и премии? Признание этих пишущих на российских и международных литературных семинарах? Или басовитый голос народа? Многие считают, что количество публикаций в периодике играет решающую роль в силе и авторитете автора. Российские и международные журналы способны «вытащить» писателя или поэта на другую более широкую и значимую аудиторию. Наш современник, замечательный писатель и публицист Алексей Декельбаум поддерживает эту точку зрения.

– Запомни, авторитет писателя растёт в прямой пропорции с количеством публикаций в российских и международных изданиях. Но, – отмахивается он, улыбаясь иронично. – Они сейчас выходят тиражами в тысячу экземпляров, поэтому не обольстишься!

Алексей Декельбаум – бывший заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец». Часто пишет статьи для газеты «Вечерник Омск», где освещает деятельность издателей и работников культуры. Получил приличный гонорар за сюжет к одной из серий художественного сериала-романа «След». Литература для Алексея Декельбаума, как он любит повторять на литературных семинарах – давно стала хобби, а не средством заработка.

– Да, соглашается он мечтательно. – Времена меняются, писатели в наши дни прозябают. Раньше была такая замечательная профессия – писатель! А теперь с нынешним отношением и тиражами разве заработаешь?

И верно, как вырастет «сила» писателя и появится признание, если талантливо пишущих много, а тиражи изданий маленькие?

Есть альтернативный взгляд – количество книг решает многое! Лев Трутнев, председатель правления омского отделения Литфонда, известный российский писатель издал больше двадцати книг, причём большинство из них вышли в столице. Так же приводит пример биографической справки одного из лидирующих по подписке журналов «Наш современник». Станислав Куняев оставляет сведения об основных книгах автора, публикации указываются редко. Лев Емельянович Трутнев – писатель талантливый и в тоже время удивительно скромный, прекратил публиковаться давно.

– Восьмидесятые годы… – вспоминает Лев Емельянович, взор его делается мечтательным, а лицо одухотворенным. – Из Омска только два человека публикуются в «Нашем Современнике». Михаил Малиновский и я!

Теперь пойдёт он в одну школу, посетит другую, расскажет детям о своём творческом и нелёгком пути, займёт увлекательными рассказами про животных и охоту. Книги постепенно и разойдутся, плюс гонорары, которые выплачивают столичные издатели. Лев Трутнев – один из тех писателей, которые живут литературным трудом. Он побывал на книжных и журнальных выставках в Китае, Индии, Швейцарии. Презентовал свои новые детские книги. Там отношение к творческим людям иное, там помогают, а не забывают про них. Подходит к Льву Емельяновичу солидный пожилой иностранец, говорить по-русски, конечно, не умеет, с ним обязательно переводчик.

– Я – меценат, – спокойно переводит молодая длинноволосая девушка. – Держите конверт. Пожалуйста, пришлите хоть несколько ваших книг. Мой адрес внутри.

Удивлённый, Лев обнаруживает, что в конверте несколько тысяч долларов. И адрес дома в Швейцарии. Там же, на мероприятие, приглашают на охотничьи угодья, ведь прекрасных рассказов у него полно про охоту и про животных.

– В другой раз, времени нет, простите, – виновато отвечает Лев. – Билеты на самолет назавтра и дома ждут.

Таких, как Лев Емельянович, единицы. Писателей в Омске, которые живут на литературный труд, можно пересчитать по пальцам. Причём я имею в виду лишь тех, кто зарабатывает на литературно-художественных произведениях. Журналисты не в счёт, мы ведь говорим об истинно писательстве.

Кормят ли сейчас писателя премии, отчасти, крайне редко. Скорее можно «зубы сложить на полку» нежели прожить на литературные премии. Если раз в несколько лет дадут небольшую премию, то ты счастливый человек, появляется звание лауреата и можно щеголять им, затыкая за пояс недоброжелателей и завистников.

Юрий Петрович Перминов, известный омский поэт, постоянный автор «Нашего Современника» и «Молодой гвардии», не презентует свои поэтические сборники в Омске. Небольшая читательская аудитория и малый интерес к литературе отбивают всякое желание вообще писать что-либо. Не писать Юрий Петрович не может. Это как у настоящего поэта, в крови. Горячее ядро где-то в груди, в душе; оно заставляет писать изо дня в день.

В Алтайском крае омскому поэту устраивают грандиозную презентацию, на которой расходится его тираж едва ли не весь. После получения международной литературной премии «ЮГРА» в Ханты-Мансийске, он становится известным и за рубежом.

– Да, в пятьдесят лет, наконец-то более менее стал кому-то известен! – говорит Юрий Петрович удовлетворённо. Этот поэт работает самоотверженно, на износ. Он даже покидает пост главного редактора в своей родной редакции газеты «Омское время», чтобы заниматься лишь поэзией и редактировать только литературно-художественные труды. В журнале «Тобольск и вся Сибирь», который печатается в итальянской типографии, ему предлагают стать главным редактором. Оклад – небывалый, если сравнить с зарплатами омских издателей и редакторов. Юрий Петрович соглашается. Работает дома.

– Нет времени даже проведать старых друзей: Николая Березовского, Льва Трутнева, Николая Трегубова, – говорит Юрий Петрович. Действительно, казалось бы, живут друзья поэты в одном городе, а времени поделиться опытом или просто встретиться – нет.

Он сидит за компьютером, редактирует присылаемые материалы. Направляют не только по работе, но и так друзья, соратники по перу с просьбой оценить литературные труды и возможно написать вступительные статьи к их готовящимся книгам. Пишет Юрий Петрович вступительную статью Валентине Ерофеевой-Тверской, председателю омской общественной писательской организации СПР и многим другим. Часто обращаются к нему за советом не только молодые талантливые авторы, но и маститые. Борис Лукин, Николай Кузнецов, Татьяна Четверикова, Вероника Шелленберг и другие.

Да, в Омске есть прекрасный поэт – Юрий Перминов, который не только думает о себе, но и помогает молодым талантам встать на верный литературный путь. Звонит из Ульяновска журавлёвец* Николай Полотнянко, приглашает омских поэтов и писателей в «Литературный Ульяновск». Юрий Петрович, откладывая работу, занимается поиском. Доброе дело помочь омским авторам напечататься в городе на Волге. Телефон даёт долгие гудки – звонят снова по межгороду. Говорит «Бийский Вестник» Виктор Буланичев. И снова приглашают омских авторов, но теперь в издание алтайского края.

Без дела Юрий Петрович не пропадает. Недавно он составил антологию «Сибирская поэзия», куда вошло так же немало омских поэтов. Свободного времени у Юрия Петровича немного, расходует его за чтением номеров журнала «Наш Современник», который получает по подписке. Есть огромный поэт, с которым Юрий Петрович считает честью быть знакомым – Станислав Куняев. Сколько хорошего для литературы сделал он, смогут оценить лишь потомки.

Постоянные поездки из города в город утомляют, всегда они выпадают на отпуск, когда хочется собраться с мыслями и посвятить время себе. Но Юрий Петрович не принадлежит себе, только литературе.

Что я всё про родной Омск?

Редактируя самоотверженно, ни дня без работы, ни дня без мысли о родном союзе писателей и его участниках, их благополучие. Так живёт москвич президент Союза Писателей XXI век – Евгений Викторович Степанов. Поэт, писатель, издатель и как будто робот, по-другому не скажешь. Словно мощный процессор – сверх-Пентиум нового поколения, автоматический текстовый редактор, наделённый человеческим сознанием, он обрабатывает гигантское количество текстов. Ему присылают не только члены союза писателей XXI век, но и другие страждущие публикации в «Дети Ра», «Крещатик», «Зинзивер», «Поэтоград», «Есенинский бульвар» и другие. Несколько журналов и газет самоотверженно редактирует Евгений Викторович. Читаешь его дневник в журнале «Дети Ра» и поражаешься неиссякаемой энергии этого человека. Не болезнь, не критические статьи с обвинениями, ничто не может отвлечь от работы. От литературы.

Союз писателей – это общество неисполненных желаний, вторая жизнь, которая бурлит, каждый пытается отхватить себе «кусок» побольше. И в центре этого бурного и горячего водоворота «гранитный камень с множеством пёстрых ядер» – Евгений Степанов, литературный президент СОЮЗА.

Как мы узнаем о современных писателях и поэтах, ведь мы ничем не интересуемся, кроме голливудских фильмов и звёзд шоу-бизнеса? В советское время хотя бы говорили по радио о книгах современников, вышедших в центральных изданиях, и что опубликовано в журналах, а теперь об этом почти ничего неизвестно. Зачем нужно знать о каком-то новом издание, которое поддерживает молодых писателей и поэтов? Зачем нужно знать о новой литературной премии, которая проходит где-то далеко и кому её вручили и за что? Зачем, ведь есть кабельное телевидение, по нему показывают множество передач на любой вкус и цвет, транслируют огромное число фильмов и мультиков. Этого и так достаточно, чтобы занять свободное время или дополнить остаток увядающего дня после работы.

О чём должен говорить автор в своих бессмертных произведениях, чтобы они находили своего читателя, привлекали интерес, изменили мировоззрение? На «Литературном экспрессе*», участники которого посетили музей Достоевского, ответили на этот вопрос так:

– Пишите то, что у вас в душе.

Первый раз в России проводится подобное мероприятие. В Германии, которую объездили выдающиеся писатели, часто читатель встречается с писателем на поэтических вечерах, на передачах по телевидению. О мире там спрашивают у писателей, а не у политиков.

Да, я не ответил на вопрос как реализовывать свои труды, как получить выгоду, заработать, ведь если за труд не платят, то он – не нужный. Помимо ожидания того, что кто-то купит вашу книгу в магазине, можно и самому её начать продавать. Член Союза российских писателей Евгений Иванович Асташкин сам продаёт свои книги. На «Хитром рынке» возле завода имени Баранова, где наряду с книгами, старыми и новыми – самиздатовскими, можно увидеть хорошеньких котят, миленьких щенят, хомячков, морских свинок, коллекции марок и монет. Евгений Асташкин терпеливо сидит на ящике, прикрытым белым капроновым мешком, продаёт книги своих стихов и прозы. Рядом на столе у него аккуратно разложены фото литературных наград, сфотографированные дипломы лауреата…

– Евгений Иванович, где вы публиковались? – подойдёшь и спросишь у него, чтобы не скучал.

– О-о, – протягивает он оживлённо. – Спросите, где я только не публиковался? Удавалось и в «Молодой гвардии» оказаться, отправлял в «Звезду» и «Знамя», да, по тем временам авторитетнейшие издания! – качает Евгений Иванович кудрявой седеющей головой. – У меня мало неопубликованных вещей.

– Здорово, хотелось бы почитать, – говоришь радостно, чтобы и человеку стало потеплей. – Почём книжонки?

– Тридцать рублей поэтические, – указывает на маленькие книжечки, похожие на брошюры. – Пятьдесят – прозаические!

– Ту и другую давайте.

Покупаешь у него две книжечки. Он радуется, как ребёнок, горят его тёмно-карие глаза. Он старательно подписывает, оставляет автограф. Асташкин!

– На следующей недели у меня ещё одна выходит, – говорит Евгений Иванович тебе вслед. – Приходите на прежнее место!

– Обязательно, – обещаешь ему, понимая, как легко сделать писателя счастливым.

Писатели народ занятой. Они всегда в поисках быстрого заработка. Игорь Егоров, член Союза российских писателей, выпускает микрокниги. В них два-три рассказа. Они не занимают много места и распродаются стремительно. Прежде чем отдать двести рублей за книгу, обыватель подумает, а тут книга Игоря Егорова миниатюрная, помещается на ладони и стоит максимум десять рублей. Купить её можно даже для забавы и потом подарить кому-нибудь. Прейдешь к Игорю Владимировичу домой посмотреть, как он поставил твои рассказы в молодёжный журнал «Ирышь-Омь» или в альманах «Тарские Ворота», а он показывает тебе большой мешок с гигантским количеством своих книг. Говорит, что нигде не публикуется, писатель и поэт он независимый. Он издал книг столько, что продавать придётся несколько лет. Писатель, действительно, интересный. Прикупишь несколько за пятьдесят рублей и то поддерживаешь человека. Игорь Егоров с удовольствием подпишет для тебя, для твоей девушки, для друзей.

Вырастет ли авторитет писателя, если наделать множество миниатюрных книг? Смотря, каким способом реализуются эти книги. Одни лежат дома в пыльных картонных коробках, в которых обычно издатели выдают тиражи, а другие продаются в книжных магазинах России и «гремят» по миру, как известные, лучшие, интереснейшие. Куняев, Евтушенко, Дашкова, Кушнер, Трутнев, Березовский и многие другие. Кто-то из них сделал себе имя в широкой аудитории, а кто-то в Интернете, публикуясь в журналах и на ресурсах сети. Можно проследить у кого больше всего публикаций в изданиях. Заходим на «Евразийский журнальный портал – Мегалит» и выбираем, например, Дмитрия Дзюмина молодого человека, поэта и редактора интернет издания «Альтернация». Больше всего он, конечно, публикует себя. Но от этого его имя растёт только в структуре самого Мегалита. А так, в России, или хотя бы в Омске (Дмитрий Дзюмин – житель Омска, переехавший в Санкт-Петербург) знаем ли мы такого поэта, как Дзюмин? Признаём ли мы его за поэта родного города? Единственно ходит слух, что электронный журнал «Альтернация» – был ответ Дзюмина на проект Ивана Тарана, главного редактора журнала независимой литературы «Вольный лист».

– Как вёл себя этот человек, когда мы собирались вместе и компоновали очередной номер «Вольного Листа», – вспоминает Иван Таран, закуривая. – Главный редактор – один, второй человек после него – заместитель. Я разговаривал с ним наравне, никогда не показывал свой характер, когда те авторы, которых Дима находил для издания, мне не нравились.

«Мегалит» – пространство так же и неконсервативных, как стало модно говорить, «раскрепощённых» изданий. Сделать имя на портале «Мегалит», конечно, великолепно. Заходишь в рубрику «Авторы» и чтобы потешить самолюбие снова считаешь, сколько у тебя публикаций. Долго радуешься, если не находишь другого омского автора, у которого было бы больше строчек «опубликован…».

Имя в Интернете – немаловажная часть похода к имени писателя. В каких изданиях выходили авторы, чтобы стать известными писателями или поэтами? В общепризнанных. Старейший сибирский журнал «Сибирский огни», затем столичные «Наш Современник», «Московский вестник», «Молодая гвардия», «Знамя», «Дружба народов», и, наконец, в Санкт-Петербурге «Нева» и «Звезда». Посмотрим у кого из наших омских авторов больше всего публикаций только в этих изданиях. Заключаем: Николай Березовский – постоянный автор «Сибирских огней», Олег Клишин (поэт, критик и главный редактор ежегодника «Литературный Омск») – регулярно печатается в «Звезде», Юрий Перминов (поэт и журналист) – уважаем за прекрасную поэзию Станиславом Куняевым, Вероника Шелленберг (поэт, член редколлегии журнала «Складчина») – из номера в номер кочует в красноярском «День и Ночь». Среди писателей и поэтов «старой гвардии» омской области, пожалуй, только эти имена всегда на виду в «Журнальном зале». Сколько у них книг и какие награды — можно увидеть на личных сайтах в Интернете.

Имя писателя – дело нелёгкое в эпоху интернета и пиара. Если есть искра таланта, то этого недостаточно. Хитрость, сноровка, везение – немаловажные составляющие успеха на литературном фронте. Один гениально-талантливый писатель сидит дома и пишет в стол, не выпячиваясь, другой имеет Интернет и проходит всюду. Быть может, это у нас в крови… любовь к классикам передалась вместе с генами наших родителей и мы никого не можем больше воспринять так же велико. Чем должны обладать современные писатели, чтобы мы знали и почитали их, как Пушкина, Есенина, Цветаеву, Бунина, Толстого и других, которых проходили в школе и никогда не забудем? Чем? Пусть каждый решит, будь он писатель или читатель.

* В группу авторов, разделявших взгляды на литературу Якова Журавлёва в конце восьмидесятых входили     Аркадий Кутилов, Вильям Озолин, Геннадий Великосельский. Яков Журавлёв учил писать стихи по так называемому «контрольному ряду», который проходят в литературных институтах. Яков Журавлёв редактировал таких известных омских поэтов, как Ивана Ягана, Николая Трегубова, Вениамина Каплуна, Николая Кузнецова и других. Николай Михайлович Трегубов и по сей день по образцу правки, который когда-то представил Яков, отыскивает и выправляет неровности у таких поэтов как Татьяна Четверикова, Валентина Ерофеева-Тверская и Вероника Шелленберг. Редактирует, устраняя авторскую глухоту, даже Александра Лейфера, Алексея Декельбаума и лауреата бунинской литпремии Евгения Фельдмана.

* Цель акции – продвижение современной отечественной литературы и популяризация чтения в регионах. Акция охватывает 16 субъектов Российской Федерации, расположенных по пути следования экспресса «Россия», проходящего по маршруту Москва-Владивосток. В ней примут участие 40 ведущих российских писателей.

«Ночь в пути – день в работе» – по такому принципу будет организована жизнь писателей в дороге. Поездка разбита на 4 маршрута: Москва – Екатеринбург, Екатеринбург – Красноярск, Красноярск – Чита, Чита – Владивосток. На каждом этапе будет работать писательская бригада из 10 авторов. В ходе акции состоится более 200 творческих встреч, «круглых столов», поэтических вечеров, пресс-конференций и других мероприятий.

Критика и публицистика© ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ И СЛОВЕСНОСТИ, №7 (июль)  2011.