Светлана МОЛЧАНОВА (Москва):
«ПРИДИ НА ПОМОЩЬ МОЕМУ НЕВЕРЬЮ!»
(Реплика на статью Н.Дегтярева «Православная проза: высокое искусство или массовая литература?»)
Вся проблема в том, что писатель не должен думать ни о каком определении — православный он, католический, советский, крестьянский, городской, морской, аристократический, демократический и т.д.
Он должен расти и жить православным человеком, видеть жизнь объемно и глубоко одновременно. И тогда, если у него есть талант, то в его произведениях неизбежно будет присутствовать дух православия. Такими, по духу православными, я могу назвать рассказы Евгения Носова “Красное вино победы”, “Петушиное слово”, “Белый гусь” и другие его произведения, пьесы Александра Вампилова “Старший сын”, “Двадцать минут с ангелом” или,например, фильм Льва Кулиджанова “Когда деревья были большими”. А если человек сажает себя за письменный стол или компьютер с мыслью: “Вот сейчас я напишу православный рассказ”, то это не писатель, а, увы, конъюнктурщик.
В поэзии все тоньше и сложнее, но поэзия чаще прорывается к Небу. Прикровенное лежит в ее основе, хотя поэзии, конечно, не чуждо и прямое высказывание. Вспомним Тютчева: “Приди на помощь моему неверью!”
Из современных писателей, которые пишут о жизни православных прихожан, о всех, кто их окружает, обо всем, что вообще случается в жизни, а не только в православной общине, и которые имеют подлинный художественный стиль, могу назвать одного – это священник Ярослав Шипов. Его рассказы “Райские хутора”, “Три рыбки для святителя Николая” и другие должны войти во все антологии русского рассказа, и не только современного. Произведения отца Ярослава выдержат испытание самым достойным литературным соседством.
Кратко об авторе:
Светлана Владимировна Молчанова родилась в 1948 г в г. Тбилиси.
Окончила первый русский математический класс в Грузии с золотой медалью.
Поступила в МВТУ им. Н.Баумана, но тяга к литературе, слову и состояние здоровья заставили уйти через полтора года.
В 1972 году поступила в Литературный институт им. А.М.Горького (семинар драматургии, руководители — драматург Виктор Розов и театровед Инна Вишневская).
В 1977 году окончила институт с отличием. Поступила в аспирантуру Литинститута по специальности теория литературы и с 1981 года по настоящее время преподает в родном вузе.
Защитила диссертацию “Авторское начало в отечественной драматургии и театре второй половины ХХ века” в Государственном институте искусствознания.
Кандидат искусствоведения.
Редактор-составитель четырехтомника “Воспоминания о Литературном институте”.
С 2003 по совместительству преподает в Колледже музыкально-театрального искусства № 61, читает историю театра на отделении Театрально-декорационного искусства.
Автор статей по вопросам истории и теории литературы, детских сценариев и книг. Член Союза писателей России.
Автор книги «О таинстве слова»
Работает также в воскресной школе Николо-Архангельской церкви Московской епархии.
Литературная критика и публицистика @ Журнал литературной критики и словесности, №12. — декабрь. — 2012