Памяти Геннадия Шпаликова (Подготовка материала — Александр Балтин)

ПАМЯТИ ГЕННАДИЯ ШПАЛИКОВА (1937-1974)

(Материал подготовлен Александром Балтиным)

ДУШУ НЕ УДЕРЖАТЬ

Три бронзовые фигуры на фоне нежно-жёлтых стен ВГИКа; стайки студентов, одержимых мечтами, мало обращают на них внимания. Тарковский. Шукшин. Шпаликов…Бронза хороша для памяти, для фиксации внешнего облика, но плохо передаёт душевное устремленье вверх…Шпаликов. Солнечный, лёгкий, взбегающий лестницами ВГИКа; и идей у него фейерверк, и так будет всегда, всегда – ибо жизнь улыбается, поощряет ласково. Туши туч реальности – и вот уже фейерверк блёкнет, линяют цвета, и иные идеи невоплотимы, а другие уже и самому смешны, пропадает лёгкость – жадная действительность по атомам растаскивает; и стихи звучат, звучат под сводами мозга, требуя к себе внимания и любви.

Можно в бронзе удержать внешний облик ушедшего, но никто не удержит душу, рвущуюся ввысь…

*   *   *

Я к вам травою прорасту,
Попробую к вам дотянуться,
Как почка тянется к листу
Вся в ожидании проснуться.

Однажды утром зацвести,
Пока ее никто не видит,
А уж на ней роса блестит
И сохнет, если солнце выйдет.

Оно восходит каждый раз
И согревает нашу землю,
И достигает ваших глаз,
А я ему уже не внемлю.

Не приоткроет мне оно
Опущенные тяжко веки,
И обо мне грустить смешно,
Как о реальном человеке.

А я — осенняя трава,
Летящие по ветру листья,
Но мысль об этом не нова,
Принадлежит к разряду истин.

Желанье вечное гнетет,
Травой хотя бы сохраниться —
Она весною прорастет
И к жизни присоединится.

 

Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ

Я шагаю по Москве,
Как шагают по доске.
Что такое — сквер направо
И налево тоже сквер.

Здесь когда-то Пушкин жил,
Пушкин с Вяземским дружил,
Горевал, лежал в постели,
Говорил, что он простыл.

Кто он, я не знаю — кто,
А скорей всего никто,
У подъезда, на скамейке
Человек сидит в пальто.

Человек он пожилой,
На Арбате дом жилой,-
В доме летняя еда,
А на улице — среда
Переходит в понедельник
Безо всякого труда.

Голова моя пуста,
Как пустынные места,
Я куда-то улетаю
Словно дерево с листа.

 

О СОБАКАХ

Я со псом разговаривал ночью,
Объясняясь,— наедине,—
Жизнь моя удается не очень,
Удается она не вполне.

Ну, а все же, а все же, а все же,—
Я спросил у случайного пса,—
Я не лучше, но я и не плоше,
Как и ты — среди псов — не краса.

Ты не лучший, единственный — верно,
На меня ты печально глядишь,
Я ж смотрю на тебя суеверно,
Объясняя собачью жизнь.

Я со псом разговаривал ночью,
Разговаривал — наедине,—
И выходит — у псов жизнь не очень,
Удается она не вполне.

 

ОЙСТРАХУ

Годами когда-нибудь в зале концертном
Мне Брамса сыграют — тоской изойду.
Пастернак

Амстердам, Амстердам,
Черная аорта,
Вам живого не отдам,
Забирайте мертвого.

Тело в ящик погрузив,
В некой «Каравелле»,-
А по ящику вблизи
Мы в Москве ревели.

Страшно в городе чужом
Помирать, наверно,
Форточка — и нагишом —
Падать безразмерно.

Вне размера, вне, вовне,
Позевайте — падаль,-
Белый, синий, красный снег
В Амстердаме падал.

 

НОЧЬ

На окошко подуешь — получится
Поцелуй, или вздох, или след,
Настроенье твое не улучшится,
Поцелую тому столько лет.

Эти оконы, зимние, синие,
Нацелованы до тебя —

Все равно они ночью красивые
До того, что во тьме ослепят.

 

*   *   *

Мы поехали за город,
А за городом дожди.
А за городом заборы,
За заборами — вожди.

Там трава немятая,
Дышится легко.
Там конфеты мятные,
Птичье молоко.

За семью заборами,
За семью запорами
Там конфеты мятные,
Птичье молоко.

 

*   *   *

Не принимай во мне участья
И не обманывай жильем,
Поскольку улица, отчасти,
Одна — спасение мое.

Я разучил ее теченье,
Одолевая, обомлел,
Возможно, лучшего леченья
И не бывает на земле.

Пустые улицы раскручивал
Один или рука в руке,

Но ничего не помню лучшего
Ночного выхода к реке.

Когда в заброшенном проезде
Открылись вместо тупика
Большие зимние созвездья
И незамерзшая река.

Все было празднично и тихо
И в небесах и на воде.
Я днем искал подобный выход,
И не нашел его нигде.

 

ПЕРЕДЕЛКИНО

Меняют люди адреса,
Переезжают, расстаются,
Но лишь осенние леса
На белом свете остаются.

Останется не разговор
И не обиды — по привычке,
А поля сжатого простор,
Дорога лесом к электричке.

Меж дач пустых она вела,—
Достатка, славы, привилегий,
Телега нас обогнала,
И ехал парень на телеге.

Останется — наверняка —
В тумане белая река,
Туман ее обворожил,
Костром на берегу украсил,

На воду бакен положил —
Движение обезопасил.

 

ПЕРЕД СНЕГОМ

Такой туман, и мост исчез.
Рукой прохожего узнаешь через дождь,
Когда над незнакомою рекой
По незнакомой улице идешь.

Все незнакомо, все переменилось,
А час назад, до первых фонарей,
Все тосковало,
Все непогодой,
Слякотью томилось,-
И тьмы звало, и все же становилось
И на душе и в небесах — смурней.

 

ПЕСНЯ
С паровозами и туманами
В набегающие поля
На свидания с дальними странами
Уезжаем и ты и я.
Уезжаем от мокрых улиц,
Безразличия чьих-то глаз,
Парусами странствий надулись
Носовые платки у нас.
Мы вернемся, когда наскучит
Жизнь с медведями, без людей,
В город мокрый и самый лучший,
В город осени и дождей.

 

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Родился в семье военного инженера Федора Григорьевича Шпаликова.

В июле 1955 окончил Киевское суворовское училище, куда был направлен в 1947 году военкоматом Ленинградского района. Там же, в суворовском училище, начал писать стихи и рассказы.[1]

С 1956 по 1961 гг.[1] учился во ВГИКе на сценарном факультете. Первая крупная сценарная работа Шпаликова, снятый Марленом Хуциевым кинофильм «Застава Ильича». Фильм подвергся жестокой цензуре, из него был исключен ряд сцен. В ходе разбора фильма, пришедшегося на день рождения дочери, Шпаликов выступил с резкой критикой произошедшего с фильмом[2].

Первый брак — сценаристка Наталья Рязанцева (1959), второй — киноактриса Инна Гулая (1962).

Повесился в доме творчества в Переделкине. Похоронен на столичном Ваганьковском кладбище.

ПАМЯТИ Г. ШПАЛИКОВА

А тучи будут непременно –

Как ласково сияла жизнь!

Всё будет чудно? Несомненно,

Тропой без бед пройдёшь и лжи.

 

Травою прорастёшь уж точно,

В ум входит сорная трава

Отчаянья – изводит сочно.

За что? Понятно нам едва…

 

Отчаянье… И алкоголем

Кроплён поэта путь, но мы

Не ощутим насколько болен

Душою, сколь в тенетах тьмы.

 

Себя раздаривал, как ливень,

Смотри, смотри его кино.

Сколь жизнью каждый осчастливлен

Мы не узнаем всё равно.

 

Александр Балтин

Критика и публицистика@ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ И СЛОВЕСНОСТИ, №6 (июнь) 2011.