Ольга Аникина (Москва). Февраль на дворе стоит

РУБРИКА «ПОЭТИЧЕСКИЕ ГОЛОСА РОССИИ». ВЕДУЩИЙ — ГРИГОРИЙ ШУВАЛОВ

Ольга АНИКИНА  (Москва)

Ольга Аникина родилась в Новосибирске. В 1993 г. окончила среднюю школу, в 1999 – Новосибирский Государственный медицинский университет. В 2005 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук. В 2011 году поступила в Литературный институт им. Горького на семинар поэзии Г.И. Седых.

С 2008 года живёт и работает в Москве. Воспитывает сына, сейчас ему 12 лет.

Пишет стихи всю сознательную жизнь. Первая публикация – в 1990 году, в новосибирской газете «Гудок». В дальнейшем публиковалась в газете «Вечерний Новосибирск», в сетевом журнале «Подлинник», в журнале «Контрабанда», в детском журнале «Кукумбер».

В 2001 году вышел первый сборник стихов О. Аникиной «Первоцвет», в 2006 году – второй сборник «Соло…».

Лауреат премии «Поэт года-2011».

«ФЕВРАЛЬ НА ДВОРЕ СТОИТ…»

***

                     Да, скифы –  мы! Да, азиаты –  мы…
А. Блок
Из-под бровей глядящая едва,
гружённая тюками и возами,
угрюмая, товарная Москва
с раскосыми, с таджикскими глазами,
что на ходу глотает шаурму,
и пахнет жаром, жиром, тестом клейким,
что ни по платью и ни по уму
не встретит – город мой, салям алейкум.

Салям тебе, сшибающий деньгу
на вечном положеньи нелегальном.
Не тронь меня, я мимо пробегу
по  переходам, площадям вокзальным.
Смотри,  спешу — и тоже не домой.
Мы оба-два, безумные  подобья,
с одной сумою и одной тюрьмой,
с одной Москвой, глядящей исподлобья.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

…медаль «За отвагу», а эта вот – за Сталинград…
Опять он достанет их молча, посмотрит и спрячет.
Он маршей не слышит, давно не спешит на  парад.
Он едет на дачу.

Он взял туда плёнку – накрыть немудрёный парник,
и саженцы, вот они – груша, малина и вишня.
Он топит там печку, по- дедовски, так, как привык,
он в городе лишний.

На даче смородина, мягкий, барашковый лист.
Там тихо сегодня: кричи, а никто не ответит.
Там слышно, как пальцами гладит  лады  гармонист
в глухом сорок третьем…

Сжигают сушняк, пахнет дымом. Так пахла война,
а нынче Москва обрядилась, как лошадь в попоне…
Кругом лишь обман да подачки.
И снова весна.
И гарь на ладони.

 

М-8

В потоке нужно двигаться как все.
Вот полоса твоя. А вот чужая.
Вот мёртвый пёс на левой полосе.
Его, кто может, даже объезжает.

Обочина. Посадские леса,
и треск цикад, и жар от сонных сосен…
И этот пёс.
Глядит в мои глаза,
сжимая в челюстях кусок М-8.

И снова —  щёлк дорожного ремня.
И в небе вьётся стайка белых змеек.
И та собака, что внутри меня,
всё понимает, не скулит.
Не смеет.

 

***

Над полем, по травам некошеным
случайный рассыпался звук:
то прошлое сделалось крошечным
и выскользнуло
из рук.

И как мне теперь отыскать его
средь мёртвых, колючих стеблей…
А путь за околицей –  скатертью,
ложится, белей и белей.

Там ходят иваны, непомнящи,
менять на злосчастье уют:
не просят иваны о помощи,
и сами её не дают.

там правда твоя –  в одиночестве,
там звякают десять монет,
и быть человеком не хочется –
да выхода, кажется, нет.

 

***

Вот и снова канун. Время ставить тире.
Пара дней, и проснёмся уже в сентябре,
он предсказан, но слишком внезапен.
Он не вовремя, впрочем, как все сентябри.
Твой сосед по площадке молчал и хандрил,
а потом не заметил, как запил.

Может, просто совпало. Качается хмарь.
Гаснет шар золотой, отцветает фонарь,
ядовито- лиловые астры
пахнут школой и кладбищем. Морось в окне.
И порывы твои излечимы вполне
и похожи на приступы астмы,

и становится утренний воздух шершав.
Ты вдыхаешь и чувствуешь, кутаясь в шарф,
что грядёт полоса нулевая.
Время ставить тире. Время тронуть стоп-кран.
Время медлить.
Сосед допивает стакан,
и другой
наливает.

 

***

…то скрежет, то гомон, то шелест колёсный,

вокзалы, авралы, билеты на входе…

Одних провожаешь легко и бесслёзно,

как выдох, как вечер, как лёд в половодье.

 

Но ветреным днём уезжают другие,

и кажется – вы уезжаете вместе…

И следом за ними проходишь круги их,

и крестишь их спины,

и крестишь, и крестишь…

 

ПЕРВОЕ И ЕДИНСТВЕННОЕ НЕОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО К***

Пути между нами –
размыло и  размело.
Не выпало так,
чтоб навстречу тебе – бегом …
Я изо дня в день
вспоминаю твоё тепло,
а, если быть честной –
выдумываю  его.

Когда уходил —
оглянулся?..
махнул рукой?..
Как будто в пелёнку,
закутаюсь в старый плед…
…Ты знаешь…
мой первый ушёл,
и ушёл – другой,
и все остальные –
ушли, за тобою вслед.

Но проще простого —
тебя отыскать
во мне
по пряди каштановой,
тонкой  верхней губе…
И  дерзкое
переплетенье твоих корней –
мой вечный повод
для    ненависти к себе,

мой  камень за пазухой,
и на него – коса.
А  время уходит –
унылый, чужой старик…
Я знаю одно:  ты уже
не вернёшься сам.

Я выросла, папа.
Февраль на дворе
стоит.

 

ВОСПОМИНАНИЕ

затерянный на дне

с каких-то давних пор,

из прошлого, из тьмы,

на части разделённой –

вдруг позовёт тебя

забытый разговор,

и ты почувствуешь,

легко и удивлённо,

 

как, вынырнув на свет

из донного песка,

где в водорослях спит

тоски замшелый камень,

неслышно проплывут

три золотых малька

и краешка души

коснутся плавниками…

Поэзия @ ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ И СЛОВЕСНОСТИ, №11 (ноябрь) 2012