Наталия Закирова-Гущина (Глазов, Удмуртия). И слово-дело. (Памяти Отца Алексея Сухих).

Наталия Закирова (Глазов, Удмуртия)

Давний и постоянный  автор Журнала литературной критики и словесности.

И СЛОВО ДЕЛО

(Берегу в душе и храню Слово отца Алексия:

книги, письма и инскрипты пастыря

 «Да будет свет!..»

Памяти А.А. Сухих

В трудный период жизни, в тупиковой и беспросветной мгле всеобщего равнодушия под названием «этовашипроблемы», когда ты уже никому не нужен, выстоять чрезвычайно сложно.

Вот именно в такой момент судьбы в моём почтовом ящике оказались две книжицы о репрессированных священниках Вятского края «Вспомним всех поимённо» неизвестного мне автора – Алексея Алексеевича Сухих. (Думаю, это высший промысел руководил Тамарой Константиновной Николаевой, так деликатно решившей поддержать меня, познакомив с работами вятско-полянского исследователя).

И завязалось с о. Алексием знакомство, началась переписка, установился регулярный книго- и мысле-обмен… И наступила новая полоса в нашей с сыном жизни, и узнали мы, что не одни на этом свете, что есть у нас надёжный заступник, что уныние – грех, что трудности – это ниспосланные испытания, и поняли, что такое молитва и даже сподобились совершить крестный ход…

Как же много всего произошло за время нашего духовного общения в последние шесть лет! Они так и прошли под знаком покровительства «нашего батюшки», о котором я успела ещё при его жизни поведать в докладах, статьях и книге «Наше культурное достояние», с которым довелось нам и повидаться в Герценке на Петряевских чтениях, куда в 2008 году мы ездили с сыном, словно ожидая этой важной, хоть и мимолётной встречи. Ещё год назад я по телефону поздравляла Алексея Алексеевича с днём рождения (мы с ним почти ровесники, а родился он в один день с моим отцом)… И вот теперь все, кто знал о. Алексея, осиротели…

Ночное известие В.К. Семибратова 24 октября об уходе в иной мир о. Алексия – моего единомышленника, духовника застало врасплох, сразило горечью потери. Как тяжело быть в беде в одиночестве… Презрев правила приличий, я тут же сообщила о несчастье нашему священнику о. Виктору. Благочинный Глазовского округа протоиерей Виктор Сергеев был знаком с усопшим по его бесценным книгам. Не важно, что мы – другая епархия! Моментально были собраны сведения, найдено фото о. Алексия и на следующий же день на нашем республиканском православном сайте вышло известие о трагедии. Минутой молчания завершилось на факультете социальных коммуникаций и филологии одно из моих занятий по краеведению, посвящённое судьбе А.А. Сухих. 2 декабря в Герценовской библиотеке прошёл вечер памяти, а к 55-летию А.А. Сухих вятчане подготовили книгу – нерукотворный памятник о своём земляке. Завершив свой земной путь, отец Алексий остаётся с нами, ведь «память дольше, чем судьба!..»

Да будет свет, да будет сверх,

Да будет откровение!

Пускай уйдёт с дороги смерть

С законом сохранения!

Cамому вятскому священнику.

(29 февраля 2011 года исполнилось бы 55 лет Митрофорному протоиерею, настоятелю Никольского собора в Вятских Полянах о. Алексию).

Известие о безвременной и трагической кончине о.Алексия буквально взорвали Интернет сети… Весь мир узнал о судьбе нашего современника и земляка Алексея Алексеевича Сухих.

Родом он из города Котельнич Кировской области. Армейская служба его в войсках связи прошла в Германии. Обучался в Петербургской духовной семинарии. В августе 1982 года в городе Яранске рукоположен в сан диакона. Затем в Серафимском Кафедральном соборе города Кирова – в сан священника. Служил в Троицкой церкви села Русские Краи Кикнурского района, в 1984-1987 годах – настоятель Богоявленского собора в городе Малмыж. С 1987 года Алексей Алексеевич — настоятель восстановленного им из руин Никольского собора в Вятских Полянах.

По благословению архиепископа Хрисанфа в городе Вятские Поляны образован Богородский женский монастырь. Строителем и первым духовником обители был назначен протоиерей Алексий Сухих. Митрофорному протоиерею о. Алексию удалось осуществить перенос в Вятские Поляны из села Суши памятник церковного зодчества XVI века — Михайлово-Архангельской церкви. В нижнем приделе храма помещены таблички, увековечившие память земляков-жертв чернобыльской катастрофы, а также воинов, погибших во время локальных конфликтов.

Священник оставил после себя богатейшее духовное наследство. Его стараниями значительно пополнилось библиополе вятской земли. Связан он был и с Удмуртией.

В гости к Серафиму Соровскому в Дивеево, к Илье Муромцу, Петру и Февронье в Муром, в православные храмы Вятки, Слободского, Ижевска, удмуртских деревень – таковы маршруты моих путешествий в последнее время. Духовное краеведение стало важнейшим не только в исследовательском плане, но и в целом в жизни. А началось всё со знакомства с книгами вятско-полянского автора. Он «случился» в моей жизни неожиданно, но неслучайно: пришёл пять лет назад книгами «Вспомним поимённо».

Работы А.А. Сухих о клириках Вятского края стали началом изучения судеб репрессивных священников удмуртской земли. Оказалось, что одна из миссий о. Алексея была связана с деятельностью по канонизации святых, что им была проделана основная сложная работа по сбору необходимых материалов и подготовлена доказательная база, позволившая причислить к лику святых, включить в Собор новомучеников и исповедников российских как священноисповедника для общецерковного почитания епископа Глазовского Виктора (в миру Константин Александрович Островидов).

А сколько имён лишенцев, рядовых служителей Церкви вятского края, удмуртской земли, пострадавших в годы безвременья-безверия, открыл для нас А.А. Сухих!

О колоссальной востребованности книг свидетельствует то, что тираж всех выпусков расходится практически мгновенно, на имя А.А.Сухих и редактора до сих пор поступают многочисленные отзывы и новые сведения о людях, достойных памяти.

Мне тоже довелось оказаться причастной к одной истории об «обратной связи» автора с читателями.

Публикация материала о подвижниках веры и благочестия в ижевской газете вызвала отклик потомка священника Дементьева. Его внук из Барнаула М. Ефимов, ознакомившись с текстом статьи на сайте издания в Интернете, 9 января 2010 года обратился ко мне с письмом: «Уважаемая Наталья Николаевна! На сайте «Православные вести. Ижица» я прочитал Вашу статью «Репрессированные священники Удмуртии», в которой обнаружил упоминание о священнике Дементьеве Михаиле Петровиче, 1895 г.р. уроженце села Укан, Ярского района.

М.П. Дементьев является моим дедушкой по линии моей мамы Ефимовой (Дементьевой) Надежды Михайловны. Он родился 6 ноября 1895 года в селе Укан, Ярского района Удмуртской АССР, русский окончил Вятскую духовную семинарию и являлся священником села Уни, Унинского района, Кировской области.

В нашей семье не принято было в те времена говорить о репрессированном дедушке. Уже где-то в 70-х годах, когда я проходил службу офицером в армии я случайно узнал об этом. И только в 1993 году я запросил дело из Кировского Управления МБ РФ и узнал как пострадал мой дедушка. По словам мамы, ей пришлось нелегко. Были трудности в поступлении в Пермский мединститут, папу — Ефимова Константина Васильевича после женитьбы на ней (он был майором МВД) понизили в звании и уволили с военной службы за «сокрытие» о женитьбе на дочери «врага народа».

Они прожили счастливо более 59 лет и умерли оба в престарелом возрасте один за другим в марте и мае 2006 года. Моя бабушка Дементьева (Лопатина) Елена Николаевна всю жизнь была верна Михаилу Петровичу, прожила со своими детьми и больше замуж не выходила. Пыталась найти сведения о репрессированном муже, однако ее обманули, представив сведения о том, что он умер в тюрьме в 50-х годах от болезни.

На самом деле он был расстрелян 11 декабря 1937 года в Кирове (по материалам дела). Детей Дементьевых уже никого нет, последней умерла моя мама в 2006 году. Но мы все их внуки и внучки храним память о М.П. Дементьеве и стараемся найти хоть какие-нибудь сведения о нем. У меня есть все копии документов из архивного дела М.П. Дементьева из архива Кировского Управления в электронном виде. Может, что либо Вас заинтересует?

В то же время нам бы очень хотелось получить какие-нибудь сведения о Дементьеве М.П., его родителях, как они жили в те времена. Я высылаю в Ваш адрес единственное сохранившееся фото моего дедушки — Дементьева М.П., сделанное в Вятской духовной семинарии в 1916 году.

Не подскажите, как мне связаться с упоминаемым в указанной статье А.А. Сухих, который занимается восстановлением фактов истории, касающихся репрессированных священников Вятской земли и приобрести указанные в статье книги. Мы очень благодарны Вам за Вашу статью и благородное дело восстановления памяти безвинно погибших священнослужителей. Заранее благодарен — Михаил Ефимов».

С Алексеем Алексеевичем этому благодарному потомку, конечно, связаться удалось, он переправил издателю и фото, и все копии документов из дела М.П. Дементьева из архива Кировского Управления и сам получил важные сведения и книги. Об этом новое письмо от 17 февраля 2010: «Спасибо! Большое Вам спасибо за информацию и связь с отцом Алексием! Я ведь направил ему все материалы о дедушке, что были у меня по архивному делу. От него получил в подарок 4-й выпуск его книги. В ней я узнал, что мой дедушка в 1932 году был награжден золотым наперстным крестом. Два экземпляра книги пошлю своим сестрам, он и для них дедушка. Передавайте о. Алексию при встрече в Кирове от меня большое спасибо и дай бог ему здоровья и успехов во всех его делах. Успехов! Михаил».

На девятых Петряевских чтениях в 2008 году с Алексеем Алексеевичем мы познакомились, с большой благодарностью он отзывался о моих статьях, пропагандирующих его деятельность за возрождение духовных святынь. /1/

Встретиться в 2010 году нам уже не довелось…Но остались подаренные мне о. Алексием книги с автографами — целая полка! Остались наши диалоги в письмах – ценнейшие документы внимательного отношения протоиерея к любому страждущему. Бережно храню подаренный мне о. Алексием образок – Фёдоровскую икону Божьей Матери.

У каждого своя дорога к духовным святыням. Мне несказанно повезло: путь к ним мне проложил краевед духовного сана – самый вятский священник Алексей Алексеевич Сухих.

2 апреля в память о своём земляке жители Вятских Полян провели Первые Алексеевские чтения и фестиваль искусств.

Литературная критика и публицистика @  ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ И СЛОВЕСНОСТИ. — №11. — ноябрь. — 2011