Н.Н.Закирова-Гущина (Глазов, Удмуртия)
«У каждого из нас своя Россия…»
Рецензия на книгу
В. Семибратова «Калина из Медового Ключа»:
Стихотворения.-Киров (Вятка),2007.-116 с.
Каждый пишет, как он дышит…
Б. Окуджава
За краткими словами аннотации: «В книгу избранного вошло сто стихотворений поэта. В них автор размышляет о большой и малой Родине, добрым словом поминает предков, пишет о нравственных терзаниях современного человека, живущего на переломе исторических эпох»-целый мир уникальной души неординарной Личности.
Ученый историк, этнолог и религиовед, фольклорист Владимир Константинович Семибратов – один из ведущих краеведов Волго-Вятского региона, открывается в новой своей книге с неожиданной стороны: он, оказывается, не только литературный критик, но и оригинальный Поэт, он «пришел стихотвореньем».
А истоки его жизни и многочисленных и глубоких знаний и дарований таятся в уже не существующей на карте Кировской области деревне с поэтичным названием Медовый Ключ, что была в Малмыжском районе.
Медовый Ключ… Ни меда, ни ключа
(Забит родник и ряскою, и тиной),
И только одинокая калина
Горит, как поминальная свеча.
Так завершается одно из сотни стихотворений, давшее название сборнику «Калина из Медового Ключа». Этот особый горько-сладкий вкус ощущается во всем: в многотемье, в разностильности и разножанровости, в органичном сплетении чувств и мыслей, в гармонии времен и нескончаемых дорог, среди которых и жизненный путь самого поэта.
Интерес к народному быту привел его к работе в Малмыжском краеведческом музее, а затем на исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Дипломная работа молодого историка была посвящена формированию русского населения в Вятском крае. По окончании вуза в 1986 г. В.Семибратов вернулся на родину. Он активно занимался журналистикой: вел краеведческий раздел в редакции областной газеты «Кировская правда», был редактором «Вятского епархиального вестника», сотрудничал в газете «Вятская речь» и других периодических изданиях.
Старый мир до предела разрушен,
Век двадцатый процвел и поник,
Только греет по-прежнему душу
Древнерусский певучий язык…
Нет ни копий давно и ни шлемов,
Только речь наших предков жива,
Потому что не тронуло время
Заключенные в книгах слова.
(«Древнерусский язык»)
Эта уверенность в нетленности родного языка, виртуозное владение всеми его стилями и пластами, опора на библейские основы и мощная фольклорная стихия прорываются в читательские души:
Пошумели, после поостыли
И взялись за дело, кто живой.
И дома неведомого стиля
Вознеслись над нашей головой.
И слова неведомых речений
Захлестнули искреннюю речь,
И дурман неведомых учений
Повелел родными пренебречь.
Но однако теплится надежда,
Что еще не сгинула страна,
Что она проснется, как и прежде.
После летаргического сна.
И, открыв глаза, Россия молвит:
— Ах, как долго нынче я спала!
И исчезнут тягости и скорби,
И начнутся славные дела!
(«Спящая царевна»)
Любовь к истокам, к своим корням для него не абстракция, не отвлеченные понятия: отец и мать, жена и сын, родительский дом и седая древность, и вся Россия, за которую так болит душа, в возрождении которой невозможно сомневаться:
И не такие были времена,
Когда от лихолетья изнывая,
Сбирала колоски моя страна,
Сгибаясь над стерней, едва живая.
Но как болезнь уходит из телес,
Как птица Феникс восстает из пепла,
Так пробуждался в людях интерес
К своим корням, чтоб снова Русь воскресла.
И вновь слезали Муромцы с печей,
Пожарские сзывали ополченья.
И возжигались тысячи свечей
В честь нового российского рожденья.
На страницах сборника можно встретить не только наших современников от партократов до бомжей, от рефлектирующих уставших меланхоликов до активных и оптимистичных героев, от излишне эмоциональных до рационалистично практичных и деловых персонажей ролевой лирики. Есть среди них Пушкин, Лермонтов, Бродский, Есенин, Шаляпин… Это о последнем из них:
«Он уезжал в Европу, чтобы там
Ночами грезить вьюгами России,
И волю дав несбывшимся мечтам,
Однажды умереть от ностальгии».
В.К.Семибратов – доцент Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института, автор кандидатской диссертации по культурологии «Духовная культура старообрядчества в конце Х1Х – начале ХХ вв. (на материале Вятской губернии)» (2005), в которой уделено внимание и старообрядческой книжности в Удмуртии (в Глазовском уезде).
Научные интересы и духовные потребности ученого ярко проявились в совместных с вятскополянским протоиереем А.А.Сухих изданиях Серии «Вспомним поименно», в книгах «Былых времен бесценные инскрипты», «Малмыжский некрополь», «Гармония земли и неба». Из них пришли в семибратовский сборник строки:
…И постигая мир великий,
Я верю истине простой,
Что у людей не лица – лики,
Что всяк по-своему святой.
Одно из его стихотворений так и называется «Кредо»:
Не ходить на совет нечестивых
И в делах не участвовать тьмы,
Чтобы были и душами живы,
И умами возвышенны мы…
А в другом позиция автора выражена не менее определенно:
Не хочу ни с кем объединяться:
Дай-то Бог себя объединить,
Чтобы средь других не затеряться
И живую душу сохранить.
Не хочу почета всем кагалом
С теми, кто глупей и кто умней,
А хочу довольствоваться малой,
Но законной участью своей.
Отвечать за собственные ляпы,
За свои поступки и дела
И не попадать в чужие лапы
В роли всем известного козла.
Не каждому автору дано так изумить ценителей поэзии такими, например, образными ходами, как «В луже конь разбрызгал звезды / Златокованым копытом…», «Время – ветер беспощадный -/ Все на свете изменило» и остроумными находками («зацепиться ногой за эпоху», «вредный шалунишка /вновь оказался у руля»), и неожиданным ироничным подтекстом некрасовского «это многих славный путь» (с.90).
Особого внимания, безусловно, заслуживают и интертекстуальнность в «Калине из Медового Ключа», и широкая палитра авторских интерпретаций концептов дороги и смерти, язык и стиль В.Семибратова, тяготеющий к афористичности, и композиция книги, в которой стихи разных лет циклизированы так, что создается впечатление, что написаны они разом – на одном дыхании… А для меня, как читателя? они подобны вдоху свежего воздуха с ароматом луговых трав, или глотку ключевой воды: дышишь -и надышаться не можешь, пьешь – и хочется еще и еще…
Увлечение литературным краеведением сделало нас с Владимиром Константиновичем союзниками и единомышленниками. Он опубликовал монографии и свыше 200 серьезных работ, посвященных культуре удмуртов и вятским связям А.Радищева, В.Короленко, А.Грина, о. Н.Блинова, С.Есенина, Н. Клюева, Б. Пастернака, К. Паустовского, Д.Лихачева и др. Он участник традиционных региональных конференций – «Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала», Короленковских, Петряевских, Гриновских, Верещагинских, Татаринцевских чтений и др. научных форумов различного уровня. При всей своей занятости, кировский исследователь и поэт находит время дать советы, щедро делится книжными ценностями, даже выступает рецензентом дипломных работ выпускников ГГПИ.
Проблема его сегодняшних научных изысканий – «Феномен провинции в творчестве поэтов Серебряного века». Примечательно, что стихотворный сборник самого В. Семибратова — настоящий феномен российской культуры.
Вы только вдумайтесь и вслушайтесь:
Холодные ночи без сна,
Без радости серые дни…
Родная моя сторона,
Спаси, очаруй, сохрани!
Благую услышавши весть,
Я встану на риск свой и страх.
Владенье в руках моих есть,
Хожденье в ослабших ногах!
Встречай же, родимый мой край,
Безлюдьем твоих пепелищ!
Приду я в потерянный рай
И наг, и печален и нищ.
Оденусь в туманы твои
И зорями препояшусь.
Живою водой напоит
Меня моя милая Русь!
Член Союза журналистов России, Организации российских библиофилов, Международной научной ассоциации по изучению истории и культуры старообрядчества, общественного редакционного совета альманаха «Библиофилы России», Вятского Шаляпинского общества, Лауреат премии им. Е.Д. Петряева, член редколлегии «Энциклопедии земли Вятской», В.Семибратов — редактор и составитель целого ряда краеведческих книг, а его имя занимает достойное место в книге по литературному краеведению Глазова «Наше культурное достояние», ведь Родина у нас одна — Вятская земля.
У каждого из нас своя Россия
И родина у каждого своя.
У одного- колосья золотые,
А у другого – грустные поля
Иному радость с Богом жить в согласье,
Тому по нраву – с дьяволом в ладу.
Один в своих успехах видит счастье,
Другой их почитает за беду.
Грызем друг другу глотки без сомненья,
Святых на группировки поделив,
А надо б вспоминать о единенье
Колосьев золотых и грустных нив.