Н.Н.Закирова-Гущина (Глазов, Удмуртия):»У каждого из нас своя Россия». Рецензия на книгу В.Семибратова «Калина из Медового Ключа»

Н.Н.Закирова-Гущина (Глазов, Удмуртия)

«У каждого из нас своя Россия…»

Рецензия на  книгу

В. Семибратова «Калина из Медового Ключа»:

Стихотворения.-Киров (Вятка),2007.-116 с.

Каждый пишет, как он дышит…

Б. Окуджава

 

За краткими словами аннотации: «В книгу избранного вошло сто стихотворений поэта. В них автор размышляет о большой и малой Родине, добрым словом поминает предков, пишет о нравственных терзаниях современного человека, живущего на переломе исторических эпох»-целый мир уникальной души неординарной Личности.

Ученый историк, этнолог и религиовед, фольклорист Владимир Константинович Семибратов – один из ведущих краеведов Волго-Вятского региона, открывается в новой своей книге с неожиданной стороны: он, оказывается, не только литературный критик, но и оригинальный Поэт, он «пришел стихотвореньем».

А истоки его жизни и многочисленных и глубоких знаний и дарований таятся в уже не существующей на карте Кировской области деревне с поэтичным названием Медовый Ключ, что была в Малмыжском районе.

 

Медовый Ключ… Ни меда, ни ключа

(Забит родник и ряскою, и тиной),

И только одинокая калина

Горит, как поминальная свеча.

 

Так завершается   одно из сотни стихотворений, давшее название сборнику «Калина из Медового Ключа». Этот особый горько-сладкий вкус ощущается во всем: в многотемье, в разностильности и разножанровости, в органичном сплетении чувств и мыслей, в гармонии времен и нескончаемых дорог, среди которых и жизненный путь самого поэта.

Интерес к народному быту привел его к работе в Малмыжском краеведческом музее, а затем на исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Дипломная работа молодого историка была посвящена формированию русского населения в Вятском крае. По окончании вуза в 1986 г. В.Семибратов вернулся на родину. Он активно занимался журналистикой: вел краеведческий раздел в редакции областной газеты «Кировская правда», был редактором «Вятского епархиального вестника», сотрудничал в газете «Вятская речь» и других периодических изданиях.

 

Старый мир до предела разрушен,

Век двадцатый процвел и поник,

Только греет по-прежнему душу

Древнерусский певучий язык…

 

Нет ни копий давно и ни шлемов,

Только речь наших предков жива,

Потому что не тронуло время

Заключенные в книгах слова.

(«Древнерусский язык»)

 

Эта уверенность в нетленности родного языка, виртуозное владение всеми его стилями и пластами, опора на библейские основы и мощная фольклорная стихия прорываются в читательские души:

 

Пошумели, после поостыли

И взялись за дело, кто живой.

И дома неведомого стиля

Вознеслись над нашей головой.

 

И слова неведомых речений

Захлестнули искреннюю речь,

И дурман неведомых учений

Повелел родными пренебречь.

 

Но однако теплится надежда,

Что еще не сгинула страна,

Что она проснется, как и прежде.

После летаргического сна.

 

И, открыв глаза, Россия молвит:

— Ах, как долго нынче я спала!

И исчезнут тягости и скорби,

И начнутся славные дела!   

(«Спящая царевна»)

 

Любовь к истокам, к своим корням для него не абстракция, не отвлеченные понятия: отец и мать, жена и сын, родительский дом и седая древность, и вся Россия, за которую так болит душа, в возрождении которой невозможно сомневаться:

 

И не такие были времена,

Когда от лихолетья изнывая,

Сбирала колоски моя страна,

Сгибаясь над стерней, едва живая.

 

Но как болезнь уходит из телес,

Как птица Феникс восстает из пепла,

Так пробуждался в людях интерес

К своим корням, чтоб снова Русь воскресла.

 

И вновь слезали Муромцы с печей,

Пожарские сзывали ополченья.

И возжигались тысячи свечей

В честь нового российского рожденья.

 

На страницах сборника можно встретить не только наших современников от партократов до бомжей, от рефлектирующих уставших меланхоликов до активных и оптимистичных героев, от излишне эмоциональных до рационалистично практичных и деловых персонажей ролевой лирики. Есть среди них Пушкин, Лермонтов, Бродский, Есенин, Шаляпин… Это о последнем из них:

«Он уезжал в Европу, чтобы там

Ночами грезить вьюгами России,

И волю дав несбывшимся мечтам,

Однажды умереть от ностальгии».

 

В.К.Семибратов – доцент Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института, автор кандидатской диссертации по культурологии «Духовная культура старообрядчества в конце Х1Х – начале ХХ вв. (на материале Вятской губернии)» (2005), в которой уделено внимание и старообрядческой книжности в Удмуртии (в Глазовском уезде).

Научные интересы и духовные потребности ученого ярко проявились в совместных с вятскополянским протоиереем А.А.Сухих изданиях Серии «Вспомним поименно», в книгах «Былых времен бесценные инскрипты», «Малмыжский некрополь», «Гармония земли и неба». Из них пришли в семибратовский сборник строки:

 

…И постигая мир великий,

Я верю истине простой,

Что у людей не лица – лики,

Что всяк по-своему святой.

 

Одно из его стихотворений так и называется «Кредо»:

 

Не ходить на совет нечестивых

И в делах не участвовать тьмы,

Чтобы были и душами живы,

 И умами возвышенны мы…

 

А в другом позиция автора выражена не менее определенно:

 

Не хочу ни с кем объединяться:

Дай-то Бог себя объединить,

Чтобы средь других не затеряться

И живую душу сохранить.

 

Не хочу почета всем кагалом

С теми, кто глупей и кто умней,

А хочу довольствоваться малой,

Но законной участью своей.

 

Отвечать за собственные ляпы,

За свои поступки и дела

И не попадать в чужие лапы

В роли всем известного козла.

 

Не каждому автору дано так изумить ценителей поэзии такими, например, образными ходами, как «В луже конь разбрызгал звезды / Златокованым копытом…», «Время – ветер беспощадный -/ Все на свете изменило» и остроумными находками («зацепиться ногой за эпоху», «вредный шалунишка /вновь оказался у руля»), и неожиданным ироничным подтекстом некрасовского «это многих славный путь» (с.90).

Особого внимания, безусловно, заслуживают и интертекстуальнность в «Калине из Медового Ключа», и широкая палитра авторских интерпретаций концептов дороги и смерти, язык и стиль В.Семибратова, тяготеющий к афористичности, и композиция книги, в которой стихи разных лет циклизированы так, что создается впечатление, что написаны они разом – на одном дыхании… А для меня, как читателя? они подобны вдоху свежего воздуха с ароматом луговых трав, или глотку ключевой воды: дышишь -и надышаться не можешь, пьешь – и хочется еще и еще…

Увлечение литературным краеведением сделало нас с Владимиром Константиновичем союзниками и единомышленниками. Он опубликовал монографии и свыше 200 серьезных работ, посвященных культуре удмуртов и вятским связям А.Радищева, В.Короленко, А.Грина, о. Н.Блинова, С.Есенина, Н. Клюева, Б. Пастернака, К. Паустовского, Д.Лихачева и др. Он участник традиционных региональных конференций – «Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала», Короленковских, Петряевских, Гриновских, Верещагинских, Татаринцевских чтений и др. научных форумов различного уровня. При всей своей занятости, кировский исследователь и поэт находит время дать советы, щедро делится книжными ценностями, даже выступает рецензентом дипломных работ выпускников ГГПИ.

Проблема его сегодняшних научных изысканий – «Феномен провинции в творчестве поэтов Серебряного века». Примечательно, что стихотворный сборник самого В. Семибратова — настоящий феномен российской культуры.

Вы только вдумайтесь и вслушайтесь:

 

Холодные ночи без сна,                            

Без радости серые дни…

Родная моя сторона,

Спаси, очаруй, сохрани!

 

Благую услышавши весть,

Я встану на риск свой и страх.

Владенье в руках моих есть,

Хожденье в ослабших ногах!

 

Встречай же, родимый мой край,

Безлюдьем твоих пепелищ!

Приду я в потерянный рай

И наг, и печален и нищ.

 

Оденусь в туманы твои

И зорями препояшусь.

Живою водой напоит

Меня моя милая Русь!

 

Член Союза журналистов России, Организации российских библиофилов, Международной научной ассоциации по изучению истории и культуры старообрядчества, общественного редакционного совета альманаха «Библиофилы России», Вятского Шаляпинского общества, Лауреат премии им. Е.Д. Петряева, член редколлегии «Энциклопедии земли Вятской», В.Семибратов — редактор и составитель целого ряда краеведческих книг, а его имя занимает достойное место в книге по литературному краеведению Глазова «Наше культурное достояние», ведь Родина у нас одна — Вятская земля.

 

У каждого из нас своя Россия

И родина у каждого своя.

У одного- колосья золотые,

А у другого – грустные поля

 

Иному радость с Богом жить в согласье,

Тому по нраву – с дьяволом в ладу.

Один в своих успехах видит счастье,

Другой их почитает за беду.

 

Грызем друг другу глотки без сомненья,

Святых на группировки поделив,

А надо б вспоминать о единенье

Колосьев золотых и грустных нив.