Елена Скловская (г.Покачи, Ханты-Мансийского автономного округа) «Скорую вызывали?», пьеса

Елена СКЛОВСКАЯ

(г.Покачи, Ханты-Мансийский автономный округ)

«Скорую вызывали?»

Лирическая комедия

Действующие лица:

Аня,

           Сестры близнецы

Таня,

Саша – младший брат,

Антон,

Мать, она же – Дворник, она же – Врач,

Санитары – без слов.

 

Картина первая.

Теплый летний вечер. Сквер между домов. Все освещено лучами заходящего солнца. В окнах домов начинает зажигаться свет. Во дворе: песочница, детские качели, лавочка, мусорные баки на колесиках, фонарь. Фонарь еле светится. Трещат цикады. На лавочке сидят двое – юноша и девушка. Это Аня и Антон. Юноша, светловолосый, высокий в очках, лет двадцати пяти – тридцати. Девушка – стройная, лет восемнадцати. У девушки длинные рыжие волосы. Молодые люди сидят очень близко друг к другу, о чем-то тихо беседуют и слушают один на двоих плеер, через наушники. При этом девушка покачивает ногой в такт музыки. Рядом на лавочке лежит букет роз и пачка газет. В песочнице играет мальчик, лет пяти. Это Саша. Он возит по бортам песочницы игрушечный самосвал и изображает звук машины. После очередного круга по песочнице мальчик с разгона опрокидывает машинку в песочницу, берет самосвал в руки и подбегает к скамейке.

Саша. Ань, а Ань! У меня колесо отломалось.

Аня не обращает внимания.

Саша. Ань! Сделай колесо.

Аня. (Не снимая наушники) Отстань.

Саша. Аня! Ну, сделай! (трясет сестру за руку)

Аня. (Снимает один наушник. Выключает плеер) Чего тебе?

Саша. Колесо. Сделай колесо.

Аня. Отвяжись. Иди, играй на качелях.

Саша. Не хочу. Хочу машинку. Сделай.

Аня. Сказала – отстань. Иди, играй.

Саша начинает хныкать.

Антон. (Саше) Давай я. (Берет у Саши машинку и колесо. Крутит машинку в руках. Ставит колесо на место.) На, держи, как новая.

Саша улыбается. Берет машинку и идет в песочницу. Где продолжает играть с машинкой.

Антон. (Ане) Ну, как музыка?

Аня. Классно! То, что надо. Где достал?

Антон. Я…

Саша бросает игру с машинкой и, схватив со скамейки газету, подбегает к молодым людям.

Саша. Ань. Сделай самолетик!

Аня. Исчезни.

Саша. Ну, Ань. Сделай.

Аня. Я занята. Шевели колготками в песочницу. (Антону. Ласково.) Где диск достал?

Саша насупился и отошел в сторону.

Антон. (Саше) Давай сделаю. (Берет газету из рук Саши, делает самолетик) Держи.

Саша. (Радостно) Спасибо.

Саша хватает самолетик и весело носится с ним по двору. Самолетик то взлетает вверх, то медленно опускается вниз.

Антон. (Ане) Послушай следующую вещь.

Антон включает плеер. Аня надевает наушники, слушает музыку. Вдруг Саша резко бросается к песочнице, хватает игрушечный автомат, стреляющий шариками, и начинает расстреливать самолетик.

Саша. Вот тебе! Вот! Вот!

При этой стрельбе, Саша попадает шариком в лоб сестре. Аня резко вскакивает, хватает Сашу и дает ему подзатыльник.

Аня. Хватит! (Трясет Сашу) Засохни уже. Сядь и смолкни. Растворись в тишине, я сказала.

Саша громко плачет. В сквер, на старом мопеде с корзиной впереди, выезжает женщина – это мать, лет сорока, коренастая в детской пестрой (в цветочек) панаме на толстой резинке. На руле мопеда висят две большие сумки с продуктами. Мопед, громко тарахтя, делает большой круг по скверу и резко останавливается в центре. Женщина лихо спрыгивает на землю, ставит мопед на тормоз.

Саша. (Бросается к женщине) Мама! Мама!

Аня. Наконец-то. Дежурство закончилось.

Женщина подхватывает Сашу на руки. Мопед продолжает тарахтеть.

Мать. (Очень громко, перекрикивая мопед.) Привет честной компании. Ну, поехали домой, сорванец.

Антон. Добрый вечер.

Мать. (Ане) Мы – домой. Не задерживайся. (Усаживает Сашу в корзину мопеда. Ане.) Завтра – экзамен. Не забыла? Целый день гуляешь. О чем только думаешь!?

Аня. Ладно. Сама знаю.

Мать лихо вскакивает на мопед. Делает круг вокруг скамейки.

Мать. Нет у меня денег на ваше образование. Что будешь делать, если на бюджет не попадешь? Дворником и то без диплома не возьмут.

Мопед выезжает со двора, но тут же возвращается, останавливается возле скамейки. Мать резко заглушает мотор.

Мать. Так. (Разговаривает сама с собой) Об этом я сказала, про это понудила, это пробубнила. Вот. (Ане) Хоть бы сумки отнесла. Я умоталась сегодня, как лошадь. Никакой благодарности.

Антон поднимается со скамейки.

Антон. Давайте я помогу. (Снимает сумки с руля мопеда).

Мать. И то, правда. Вот и ладненько.

Антон берет сумки. Мать вскакивает на мопед, заводит его. Мопед не заводится.

Мать. (Ане) Че сидишь? Толкай!

Аня толкает мопед вокруг скамейки. 

Мать. Давай шустрей!

Мопед, наконец, заводится. Мать и Саша едут на мопеде. Сзади семенит нагруженный тяжелыми сумками Антон.

Мать. (Кричит) Не задерживайся.

Аня. Все будет тип-топ.

Мопед выезжает со двора. Антон уходит следом. Аня надевает наушники, включает плеер, начинает танцевать. Ее танец похож на реп. Затем, реп резко прерывается, и Аня изображает упражнения из классической танцевальной разминки (типа батмантендю, демиплие) Затем, вновь идет реп. Возвращается Антон. Увидев Антона, Аня останавливается, снимает наушники.

Антон. Проводил. А какой у тебя завтра экзамен?

Аня. Физика, кажется.

Антон. Физика? В университете?

Аня. Ага. Мура, одним словом. У меня все мозги в кактусах. А что?

Антон. (Задумчиво) Да так, ничего…

Голос матери. Аня, домой!

Аня. (В сторону голоса) Иду. (Антону) Так, завтра встречаемся здесь в шесть. Потом махнем на концерт. Мне подогнали два билета на «Ленинград». Не забудешь?

Антон. На память пока не жалуюсь. А потом, можно и в бар заглянуть.

С балкона раздается голос матери: Анна, домой!! Кому говорю!

Аня. (В сторону голоса) Иду уже (Встает. Складывает плеер в сумочку. Антону) Ну, пока. (Целует Антона) А то она так и будет кричать, каждые пять минут. На всю улицу позорит. И сколько раз я ей говорила. А она: «Ну и что тут такого? И меня мать всегда звала». Вот и поговори с ней.

Голос матери. Анна, домой!

Аня. (В сторону голоса) Иду, иду. (Убегает)

Антон встает с лавочки и уходит в другую сторону. На лавочке остается букет роз.

Двор медленно погружается в темноту. Фонарь разгорается. Становится ярче свет в окнах. Затем окна медленно и постепенно гаснут. Темнеет. Видны очертания лавочки, песочницы, качелей, мусорных баков. Горит только фонарь.

 

Картина вторая.

Тот же двор. Как по взмаху волшебной палочки, начинается обратное превращение. Светлеет. Фонарь тускнеет. Загорается и гаснет свет в окнах. Выходит мать – она в одежде дворника. Мать большой метлой сметает мусор в кучу, поправляет отломившуюся палку на песочнице. Уходит. Сцена постепенно освещается лучами солнца, наполняется звуками: слышен звук проезжающих машин, пение птиц. На сцену выходят две девушки. Они очень похожи друг на друга. Это Аня и Таня, ее сестра. Девушки одинаково одеты – в розовые брючные костюмы и туфли на каблуке. Волосы у них убраны в хвосты. В руках – небольшие дамские сумочки. Девушки о чем-то возбужденно спорят.

Аня. Тань, не упрямься?! Ты же выучила. Тут судьба решается. А ты?!

Таня. (Говорит медленно) Это обман. Я не буду никого обманывать.

Аня. Из-за тебя я завалю экзамен. И плакал мой универ. Ты этого хочешь? Только о себе думаешь. (Ласково заискивая) Ну, Танечка, чего тебе стоит? Я же тебе Барби всегда давала.

Таня. Ты же знаешь, я не умею обманывать. И не хочу и не буду.

Аня. (Обиделась) Ну, и ладно. Подумаешь, не поступлю. Делов-то. Мать конечно, жалко. Она плакать будет. Переживать. А с сердцем-то у нее плохо.

Таня. Ань, а если он догадается? Да и как ты потом ему в глаза смотреть будешь?

Аня. (Радостно) Не догадается. Только не забудь – ты Аня. Ну, согласна? Я ж до вечера кучу дел успею переделать: в салон схожу, в бассейн, на студию, в тренажерный зал, билеты заказать, платье забрать. Как все успею? Зря я эти туфли нацепила. Да ты не переживай, никто не догадается. Запоминай: третий этаж, аудитория 54, четвертый поток, физика, начало в 12. Запомнила?

Таня. Да помню я, помню. А все-таки не хорошо получается…

Аня. (Перебивает) Все хорошо, что хорошо кончается. Встретимся здесь, в три. Давай быстрей, вон автобус.

Девушки быстрым шагом уходят.

 

Картина третья.

Тот же двор. День. Яркий свет. Слышен шум проезжающих вдали машин. Быстрой походкой входит Таня, с сумочкой в руке. Она весело что-то напевает. Осматривается, ищет кого-то. Не находит. Садится на лавочку. Ждет. Поглядывая в сторону остановки. Несколько раз вскакивает и вглядывается в даль. Опять садится. Нервно поглядывает на часы. Раздается телефонный звонок. Таня открывает сумочку, вынимает телефон.

Таня. Да, слушаю. Ты где? Я тебя уже пол часа жду. Как не придешь? Ты знаешь, что у меня ключей нет, а мама с Сашей будут только в семь? Какие дела? Что случилось? Какой массажист? В какую студию? Да не буду я за тебя петь. Ну и что, что запись? А я причем? Это обман. Ты обещала. Не плачь. Нет. Не надо через балкон. Ладно, ладно, я иду. Не реви. Диктуй адрес. (Достает записную книжку.) Записываю. ( Пишет) Пока. Не опаздывай. (Прячет телефон) Вот опять она втянула меня в историю. Где эта студия? (Смотрит в запись) У черта на куличках.

Таня уходит. По двору проезжает мать на мопеде с сумками и сачком для ловли бабочек.

 

Картина четвертая.

Тот же двор. Вечереет. Усталой походкой выходит Таня. Оглядывается. Садится на скамейку. Ждет. Смотрит в сторону остановки. Поглядывает на часы. Вбегает Аня. У нее растрепанный вид, рваные брюки, подбита коленка, под глазом — синяк.

Таня. (Вскакивает навстречу) Где ты была? Что с тобой?

Аня. (Говорит быстро, много жестикулируя) Тихо, не перебивай. Я спешу. Батарейка села, а то позвонила бы.

Таня. Что с твоим лицом? На кого ты похожа?!

Аня. На эскалаторе была давка. Меня смело. Я ударилась об будку дежурного. Но мне опять бежать. Спасай.

Таня. Куда? Куда, ты опять бежишь? Хоть спроси, как я сдала.

Аня. Некогда. Все потом. (Отдышавшись). Тут такое дело. Выручай. Я зависла.

Таня. Что, опять? Врать? Я не буду!

Аня. Врать не надо. Надо встретить Антона. Он будет через 15 минут. А мне надо бежать в ателье. Там платье новое дошивают, ну ты в курсе. Закройщица завтра уезжает. Платье зависнет. Надо забрать сегодня. А тут Антон. Побудь с ним. Вроде это я. Не могу же я в таком виде появиться. Перепугается еще. Я же без макияжа. И больше не придет. И останусь я в этой дыре на все лето. Он же обещал меня в Англию взять, там его шнурки. Это единственный шанс сделать ноги из этого дурдома. Пожить как человек. Ну, выручи, что тебе стоит. С меня шоколадка.

Таня. И что я буду с ним делать? С твоим Антоном?

Аня. Неважно. Сходите, куда-нибудь, мороженное поедите. Ты же мороженное любишь! Или тут посидите. Это не вопрос. Я мигом. Смотаюсь. Переоденусь и приду. Махнемся.

Таня. А нельзя проще: придет Антон, и вы вместе сходите в ателье?

Аня. Нельзя. Он тормоз. Пока будет врубаться. Только время потеряю. Англия тебя не забудет.

Таня. Нет. Я против. Да и не знаю твоего Антона. Ты же мне его не показывала.

Аня. Тань. Ты же была пионеркой. Комсомолкой. Это тебе комсомольское задание. Кто если не ты? Да и не придет сюда никто, кроме него. Пока.

Таня стоит задумавшись.

Таня. Убежала. Вот шальная. И что мне делать с этим Антоном. Может лучше уйти, пока он не пришел. А потом пусть разбираются, как хотят. Я то тут причем.

Таня поворачивается и спокойно идет в сторону дома.

 

Картина пятая.

Со стороны остановки быстро выходит Антон. Он в темном костюме с галстуком. В руках у него букет роз. Антон замечает Таню и бросается вдогонку.

Антон. Постой.

Таня не обращает внимания на слова Антона.

Антон. Ну, постой, пожалуйста. Ну, я же, не нарочно опоздал. Это автобус.

Антон подбегает к Тане, поворачивает ее лицом к себе, целует. Таня – резко отшатывается и дает пощечину Антону, удивленно замирает.

Таня. Вы?

Антон, не удержав равновесия, падает, и, ударившись головой о скамейку, замирает. Таня, испугавшись, бросается к нему. Цветы разлетаются в разные стороны.

Таня. Что с вами? Извините, я не хотела.

Антон не реагирует.

Таня. Господи, да что же с ним? Кто-нибудь, помогите! Что же делать? Где этот чертов телефон? (Судорожно роется в сумочке. Находит телефон. Набирает номер).

Антон начинает постанывать и шевелиться.

Таня. Лежите, не двигайтесь. У вас может быть сотрясение. Я сейчас вызову скорую. (Говорит в телефон) Ало. Это скорая? Тут человеку плохо. Срочно. Яблочная четыре, во дворе. По скорей, пожалуйста. (Выключает телефон и убирает его в сумочку). Извините, меня. (Собирает цветы).

Антон медленно приподнимается.

Антон. Где я? Что со мной?

Таня. Лежите, лежите. Не волнуйтесь. Все будет хорошо. Вот. (Подает Антону цветы) Возьмите.

Антон. Со мной и так уже все нормально. Ну, ты сегодня дала. Когда я вместо Петрова попал в комиссию, ты меня ошарашила своими знаниями физики. Хотя, я должен с твоим решением задачи не согласиться. Мне кажется, что твоя теория в корне не верна. Ты заблуждаешься.

Таня. Вам нельзя так много говорить.

Антон. Это не важно. Вот смотри, я тебе сейчас докажу.

Антон приподнимается и начинает быстро что-то рисовать на земле перед собой. Таня удивленно смотрит на него. Затем присаживается и внимательно рассматривает надписи.

Антон. Твое решение – это новый взгляд на Закон Бойля — Мариотта. Но вот в этом моменте, ты не права. (Пишет на земле). Здесь ошибка.

Таня. Вы пропустили знак. И вообще, я исходила из другой теории…

Постепенно Таня вовлекается в деятельность Антона, и они спорят, перебивая друг друга, и чертя на земле перед лавочкой какие-то формулы, почти ползают по земле.

 

Картина шестая.

Со стороны остановки выходит хромающая Аня. Она держит в руках каблук от туфель. Замечает Таню и Антона, и, прячась за фонарем: свистит, машет руками, стараясь привлечь внимание сестры. Но Таня и Антон, так увлечены своим занятием, что не замечают Аню.

Аня. Вот, черт! Какого ляда. Что же делать? Хорошо устроились. Она и обо мне забыла. Англия под угрозой. Во, дела.

Аня осматривается, замечает фонарь, перебегает к нему и прячется за ним. Спрятавшись за фонарем, Аня начинает мяукать, квакать, лаять и, наконец, рычать.

Таня. (Оглядывается. Говорит медленно) Там кто-то есть.

Антон. (Резко) Не отвлекайся. Продолжим. Смотри на эту формулу. Видишь, если убрать икс (рисует) будет вот такой результат (рисует).

Таня. (Включившись) Все равно это ничего не меняет. Вот здесь (показывает) ничего не изменилось.

Антон. Ты не права, смотри (рисует).

Аня садится на корточки и медленно начинает продвигаться вперед, прячась, то за песочницей, то за качелями. Так она подбирается к мусорным бакам и прячется за ними. Антон и Таня продолжают разбирать задачу. Вдруг Антон резко поворачивается к Тане, у него слетают очки. Таня и Антон пытаются схватить очки на лету и ударяются лбами.

Таня. Ой. (Отшатывается)

Антон. Извини.

Таня и Антон поднимают головы и, встретившись глазами, замирают.

В это время, Аня пытается сдвинуть мусорный бак, раздается скрежет.

Таня приходит в себя и смущенно опускает глаза на задачу.

Таня. (Тихо) Но здесь икс…

Антон. (Вторя ей) Икс… (Очнувшись. Громко) Нет, нет и еще раз нет! Это чушь на постном масле. Ты допустила ошибку еще в самом начале. (Передвигается на корточках по земле к началу задачи, поворачивается спиной к Тане).

Аня делает последнее усилие, и, укрывшись за мусорным баком, толкая его перед собой, начинает приближаться к скамейке. Остаются считанные метры до лавочки, колесо мусорного бака наскакивает на камень. Бак переворачивается и Аня, перелетев через бак, оказывается между Антоном и Таней. Таня удивленно смотрит на сестру. Антон, ничего не замечая, продолжает разговаривать сам с собой.

Антон. Вот, смотри сюда, что ты скажешь на это?

Аня. (Тане) Иди.

Аня толкает удивленную Таню и та, от неожиданности, падает в сторону.

Антон. Нет аргументов? Значит я прав?! Но я не понимаю, как ты вышла на вот эту формулу? Откуда взялась эта переменная? Объясни. Это же противоречит всей теории.

Аня удивленно смотрит то на Антона, то на надписи, на земле и молчит.

Антон. (Поворачивается к Ане). Почему ты молчишь? Ты что обиделась, что я разгромил твою теорию? Не огорчайся, твое время еще впереди. Ты еще станешь Ковалевской. Почему ты так странно смотришь?

Аня. Я? Я зависла. Что ты говорил?

Антон. (Показывает) Откуда эта переменная?

Аня. Эта?

Антон. Ну да.

Аня. (Быстро) Ах, эта! (Резко) Ты чего кричишь? Какого ляда тебе надо?

Антон. (Удивленно) Я?

Аня. Так, все, проехали. Успокоились. Забыли. (Стирает надписи. Ласково). Антоша, милый, на кого ты похож? В пыли. Похудел.

В этот момент, Таня приходит в себя, поднимается, отряхивается и подходит к сестре.

Таня. В чем дело? Как ты сюда попала?

Антон медленно поднимается и удивленно рассматривает сестер.

Антон. Не понял. Две!? Что-то мне стало не хорошо. Голова закружилась. В глазах двоится.

Аня. (Быстро встает впереди Тани и закрывает ее от Антона) Это от солнца. Напекло. Присядь сюда.

Антон садится на лавочку.

Таня. (Выглядывает из-за сестры) Вам плохо? Может воды?

Антон. Нет мне уже лучше. Но я…

Аня. (Перебивает Антона. Говорит быстро) Танечка! Какая радость! Ты приехала! Мы так ждали.

Таня. (Удивленно) Я? Откуда?

Аня. (Говорит быстро Антону) Антоша, это Таня – моя сестра, только что из Тулы. (Тане. Говорит быстро) Танечка, я так рада. Но тебе нужно идти. Выручать сестру. Время не ждет. Сгоняй в ателье за платьем. А то закроют.

Таня. Я… я не могу… Я тут…

Аня. Давай быстрей. Мы с Антоном тебя тут подождем. Все потом. Вот квитанция (Сует квитанцию в руки ошалелой Тане) Беги.

Таня. Это – Антон? Но он… (Смотрит на Антона)

Аня. Некогда! (Толкает Таню в сторону остановки) Все, все, все, потом. Пока.

Таня. (Очнувшись) Я никуда не пойду! Мне надо задачу по физике решить. (Садится на корточки возле надписей на земле)

Аня. Как не пойдешь? Какая задача? Дело жизни и смерти. Ты бросаешь в беде родную сестру?! Это не патриотично. Что подумает президент?

Антон. (Приходит в себя) Постой, постой.… Так вы близнецы? А кто сегодня сдавал? Ничего не понимаю.

Аня. (Быстро) Я. Она только приехала. Я всю ночь не спала. Физику учила. Или экзамен был по химии? А, не важно. Что-то мне плохо. Это сердце. (Садится) У кого есть валидол?

Таня. Хватит врать. Кончай свои выкрутасы. Физику сдавала я! (Поднимается с колен)

Аня. (Вскакивает) Ну, если и так! Это не важно. Подумаешь, физика – Лобачевский, Аристотель. Мура. Это не глобально. Скоро мир рухнет. Грядет апокалипсис! Народы должны спасти самое ценное, важное. Самое важное – мое платье. (Тане. Говорит очень быстро) Пойми, я упала с эскалатора, каблук сломала, до ателье мне не доползти. Его закроют. Накроется платье. Это конец. Финиш. Бери быстро.

Таня. (Решительно). Твое платье? Вот и иди за ним сама! Я больше никуда за тебя ходить не буду! Сколько можно! Ты сама-то понимаешь, что так жить, за чужой счет нельзя. Ты сама что-нибудь будешь делать! Кончено! Не буду твоим дублем. Умываю руки!

Таня поднимается и быстро уходит. Антон несколько мгновений стоит в замешательстве, в задумчивости, затем, поворачивается в сторону Тани.

Аня. Ты куда? Стой там, иди сюда! (Перегораживает путь Антону) Ты не можешь меня бросить. Это же я – Аня! Сними очки, раскрой зеньки. Я твой луч солнца в темном царстве! Я звезда твоих очей. Я тряслась над тобой, как курица над яйцами. Ты не можешь быть не благодарным. (Хватает его за руку, прижимает к груди) Слышишь? Это бьется мое сердце. Оно сейчас вырвется и улетит. Я умру, и это будет на твоей совести. Видишь, мне уже плохо (падает на скамейку) У меня кружится голова, мне тошнит. Я умираю (Закрывает глаза).

Антон. (Вырывается) Извини. Не сейчас.

Антон быстро уходит

Антон. (Кричит) Постой! Таня, подожди!

Аня некоторое время сидит с закрытыми глазами. Затем, открывает глаза, оглядывается. Ищет Антона, не находит.

Аня. Плакала моя Англия.

Аня закрывает лицо руками.

Аня. Чур, я в домике.

В это время раздается вой сирены «Скорой помощи» и во двор вбегают санитары и Мать в медицинском халате.

Мать. Вы, «Скорую» вызывали?

 

Об авторе: 

Елена Евгеньевна Скловская работает педагогом дополнительного образования в средней общеобразовательной школе города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа и  режиссером детской и юношеской театральной студией «Каламбур»