Андрей  Клавдиевич  Углицких:  Журнал  литературной  критики и словесности    

ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ 

И СЛОВЕСНОСТИ

основан в декабре 2001 года

Главная страница

Новости

Содержание

Проза

Поэзия

Критика и публицистика

Журнальные обзоры

Обратная связь

Наши авторы

 

Блоги писателя А.Углицких:

 

"Живой журнал"

 

"Писатель Андрей Углицких"

 

 

 

Представляем вниманию читателям "ЖЛКиСа"  новую работу нашего постоянного автора - доцента Глазовского пединститута Наталии Николаевны Закировой-Гущиной. 

Н.Н.Гущина (Глазов, Удмуртия)

 Об «экологизации» литературы

Стояли русские леса,
чуть-чуть подрагивая телом.
Они глядели мне в глаза,
как человек перед расстрелом.
А.Вознесенский

А если погаснет моя звезда

от случая или злодейства,

вернусь я к вам – и уже навсегда! –

 леса моего детства…

Р.Казакова

 «Всякий живот боится смерти. Живой смерти не ищет. Живой живёт и думает», - читаем мы в «Собрании пословиц русского народа» В.И. Даля. Дальновидность этой народной мудрости закреплена у нас юридически. В действующем законодательстве забота об окружающей среде и человеке стоит на первом месте. Но это не решает проблему, и мы продолжаем существовать и выживать в условиях бесконечно длительного экологического кризиса. Варварское наступление землян на недра, воздух и воду планеты, загрязнение её, истребление флоры и фауны – следствия так называемого «прогресса» нашей цивилизации. (Вот уж воистину: «Лес рубят - щепки летят»).

 С 1970-х гг. начала формироваться научная отрасль «экология человека», или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. Она включает различные философские, социологические, экономические, географические и другие аспекты. Определённый круг природоохранных проблем решает и наша литература, занимая тем самым свою экологическую нишу.

Начиная с фольклора, где мифологические представления о мире и месте в нём человека основаны на его кровном родстве с природой, пейзаж бессменно присутствует в произведениях художественной письменности от «Слова о полку Игореве» до сегодняшнего дня. Ещё в 19 веке русские писатели-гуманисты тщательно описывали пейзажи – от кавказских до скандинавских, от сибирских до «среднеполосыроссийских», Днепр и Волгу, Дон и  Каму, «Безмолвное море, лазурное море», «Степь, пески, туманны горы», парки  «дворянских гнёзд»… Близостью к природе, органичной связью с ней отмечены лермонтовский Мцыри, Олеся Куприна, герои И.Тургенева, Л.Толстого, А.Чехова (Чего стоит один только монолог Нины Заречной в «Чайке»!). А Ольга Ильинская не мыслима без ветки сирени, как Андрей Болконский без двух разных дубов по дороге в Отрадное (туда и обратно). Классики высказывали опасения за судьбы вытаптываемых во время псовых охот полей и лесов, рассекаемых железнодорожными ветками. Не случайно, что В.Короленко учился в Петровской лесной и земледельческой академии у самого К.Тимирязева, а В.Набоков считал себя прежде всего учёным-энтомологом, что большими знатоками и настоящими природоохранниками были М.Пришвин, К.Паустовский, В.Бианки, а роман Л.Леонова «Русский лес» так и вообще послужил толчком-стимулом к тому, чтобы в СССР официально была образована организация «Общество охраны природы»!.. И если в начале 20 века Русь уходящая ассоциировалась с вырубавшимися «вишнёвыми садами», а её перспективы с несущимся на «бешеной» скорости паровозом, то позже отсутствие гармонии между человеком и миром природы стало определяющим в экологической этике как писателей-«деревенщиков» («Царь-рыба» тому ярчайший пример, или «Сибириада»), так и авторов антиутопий, создавших потрясающие картины экологических войн, бедствий и катастроф.

Обратимся к двум стихотворениям современных поэтов, в которых, с одной стороны, мир природы показан спасательным кругом для человека, а с другой стороны, дана панорама плодов его неблаговидных деяний – мерзкого надругательства людей над своей землёй.

Стихотворение  «Леса моего детства» написано  Риммой Казаковой в память о своём военном детстве, проведённом в эвакуации в удмуртском городе Глазове. Оно бережно  хранится в музее средней школы №2, где будущая поэтесса училась, не только «алгебре и гармонии», но постигала азы школы жизни сурового военного времени. Интересно, что сам Глазов в поэтические строки не попал, а детское воспоминание сохранило самое главное, что было тогда в её жизни – ощущение признательности его величеству лесу…

Леса моего детства

Были сумрачными и густыми

леса моего детства.

Скрытно радовались и грустили

леса моего детства.

Предуралье. Военный год.

Море горестей и невзгод.

Голодно. Страшно и тесно…

 Но есть леса моего детства.

Во вселенной и на земле

занимали свое место

и чем-то себя повторяли во мне

леса моего детства.

Там были рыжики морошка,

река – с переливами

нежного плеска…

И немного света, совсем немножко!-

света моего детства.

Я не боялась бродить в лесу,

пропадать часами безвестно.

Тот урок и поныне по жизни несу,

леса моего детства!

Не боюсь одинокой глухой тишины,

знаю от всех неурядиц средство,

дебри жизни мне не страшны,

леса моего детства!

…Я вернулась к вам через столько лет,

Так непросто мне в вас вглядеться!

Все тот же храните вы тайный свет,

леса моего детства…

Вспоминаю свой самый первый класс,

мешу свое первое тесто,

открываю, как много во мне от вас,

леса моего детства.

Я уеду – в полымя из огня,

но мне есть, чем дышать и греться.

Вы опять открыли во мне меня,

леса моего детства!

А если погаснет моя звезда

от случая или злодейства

вернусь я к вам –

и уже навсегда! –

леса моего детства…

 Леса здесь – не только символ мира и спокойствия, защиты от войны, но и школа выживания, укрепления духа. Написанные ещё в 1995 году, когда поэтесса выступала перед глазовчанами (она читала-пела, как заклинание, выделяя каждое из них - эти сокровенные слова «Леса моего детства»), сейчас, после её ухода в мир иной, эти строки звучат по особому значимо и весомо, ведь лирическая героиня считает леса камертоном истины и подлинности, условием обретения себя, самовоплощения в вечности. (Почему-то приходит на ум кольцовский отклик на смерть Пушкина, названный «Лес»).

В своих работах специалисты-экологи стараются понять, как устроена биосфера, какова роль организмов в круговороте различных химических элементов и процессах трансформации энергии, как разные организмы взаимосвязаны между собой и со средой своего обитания, что определяет распределение организмов в пространстве и изменение их численности во времени. Об этом же и стихотворение А.Вознесенского с обнадёживающим, почти оптимистическим заголовком «Сон», которое правильнее было бы назвать «Кошмарный сон» или просто «Кошмар», поскольку представленный в этом поэтическом предостережении «видеоряд», к сожалению, не только из призрачных сновидений, но отражает реальность переживаемой нами экологической катастрофы.

Сон.

Я шел вдоль берега Оби,

я селезню шел параллельно.
Я шел вдоль берега любви,
и вслед деревни мне ревели.
И параллельно плачу рек,
лишенных лаянья собачьего,
финально шел XX век,
крестами ставни заколачивая.
И в городах, и в хуторах
стояли Инги и Устиньи,
их жизни, словно вурдалак,
слепая высосет пустыня.
Кричала рыба из глубин:
«Возьми детей моих в котомку,
но только реку не губи!
Оставь хоть струйку для потомства».
Я шел меж сосен голубых,
фотографируя их лица,
как жертву, прежде чем убить,
фотографирует убийца.
Стояли русские леса,
чуть-чуть подрагивая телом.
Они глядели мне в глаза,
как человек перед расстрелом.
Дубы глядели на закат.
Ни Микеланджело, ни Фидий,
никто их краше не создаст.
Никто их больше не увидит.
«Окстись, убивец-человек!» —
кричали мне, кто были живы.
Через мгновение их всех
погубят взрывы.
«Окстись, палач зверей и птиц,
развившаяся обезьяна!
Природы гениальный смысл
уничтожаешь ты бездарно».
И я не мог найти Тебя
среди абсурдного пространства,
и я не мог найти себя,
не находил, как ни старался.
Я понял, что не будет лет,
не будет века двадцать первого,
что времени отныне нет.
Оно на полуслове прервано...
Земля пустела, как орех.
И кто-то в небе пел про это:
«Червь, человечек, короед,
какую ты сожрал планету!»  

 Комментарии к этой поэтической антиутопии, как говорится, излишни.

То, что мы вытворяем со своей планетой, это - настоящая  экологическая война против себя обречённых людей-агрессоров. И как же безобидно-наивно звучат сегодня базаровские слова: «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней - работник»…

Экология безгранична и вечна. Охраной окружающей среды надо заниматься всем миром. Недавний Невский Экологический Конгресс поставил актуальную проблему  инициативной войны с загрязнением среды. Проблема мусора в наших городах исчезнет, если будет порядок в наших душах и мозгах.

Над совершенствованием человеческого духа и сознания веками трудится  литература, и природа-сфинкс, природа-мать всё-таки была и остаётся в лучших её образцах храмом.

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

  

©2002. Designed by Klavdii
Обратная связь:  klavdii@yandex.ru
Последнее обновление: января 28, 2012.