Андрей  Клавдиевич  Углицких:  Журнал  литературной  критики и словесности    

ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ 

И СЛОВЕСНОСТИ

основан в декабре 2001 года

Главная страница

Новости

Содержание Проза

Поэзия

Критика и публицистика

Журнальные обзоры

Обратная связь

Наши авторы

 

Блоги писателя А.Углицких:

 

"Андрей Углицких в Живом Журнале"

 

"Писатель Андрей Углицких"

 

"Андрей Углицких в Русском журнальном зале"

 

"Андрей Углицких на Lib.Ru"

Наши друзья:

 

 

Алексей ВЕРХОЯНЦЕВ (Реутов, Московская область)

 

ОПРАВДАНИЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

 

Среди части профессиональных литераторов бытует несколько скептическое отношение к современным литературным альманахам. «Да их же никто не читает», - как-то обмолвился при мне профессор известного гуманитарного института. А один писатель даже назвал подобные издания «братскими могилами». Доля истины в этой горькой «метафоре», конечно, есть. Вспоминается в этой связи эпизод из «Романа без вранья» Анатолия Мариенгофа, вернее, отрывок из приведённого в нём есенинского письма: «Сейчас у меня на столе журнал со стихами Анатолия, который мне даже и посылать ему не хочется. Очень хорошее издание, а на обложке пометка: в колич.500 экземпляров. Это здесь самый большой тираж».

 

Есенин, которому Европа представлялась кладбищем человеческого духа, к счастью для себя не дожил до времён, когда и в России тиражи литературных альманахов стали измеряться сотнями, в лучшем случае 1-2 тысячами экземпляров. 

Однако, на мой взгляд, заламывать руки и переживать о невостребованности современных авторов не стоит. Если у поэтов и писателей остаётся желание печататься в журналах и альманахах, если при этом находятся те, кто этому желанию помогают воплотиться в реальность, значит это кому-нибудь и для чего-нибудь нужно. Хотя бы самим авторам, их друзьям и близким. А это уже тысячи, десятки тысяч не самых плохих людей в России. Я, конечно, не имею в виду бесконечные сборники, вроде тех, что за деньги авторов издаёт команда проекта «Стихи.ru», спекулирующая на графоманском тщеславии. Речь идёт об альманахах, авторы которого проходят сквозь «сито» строгого и компетентного редакторского отбора. Таких, кстати, сейчас не так мало. Не только в столице, но и в самых разных регионах России. «Площадь Первоучителей» в Мурманске, «Волга-21 век» в Саратове, «Подъём» в Воронеже, «День и ночь» в Новосибирске, «Братина» в Москве – называю только те издания, которые читал сам, и потому могу судить об их уровне. А ведь кроме названных и неназванных мной достойных печатных изданий завоёвывают свои позиции перспективные литературные площадки в Интернете. И такое обилие радует: оно явное свидетельство того, что слухи о смерти русской словесности сильно преувеличены.

Такие мысли пришли мне в голову после знакомства с юбилейным десятым номером альманаха «Полдень», выпускаемого в Мытищинском районе Подмосковья. Земля эта накрепко связана с русской литературой именем выдающегося поэта Дмитрия Кедрина. Не случайно здесь продолжает свою работу одно из старейших ЛИТо России, названное в его честь.   

Попробую подтвердить вышеприведённые мысли некоторыми примерами из альманаха. Вот, например, коротенькое стихотворение Елены Голубевой.

 

Я не хочу быть жестокой.

Даже, когда права.

Ведь прорастают осокой

Горькие наши слова.

 

И пусть они сказаны искренно,

И ропот в душе не утих…

Я не хочу, чтобы мысленно

Резался кто-то о них.

 

Может, кому-то покажется, что сказано слишком просто, без любимых современными авторами интеллектуально-цитатных изворотов. Однако простота изложения вместе с глубиной и не случайностью мысли – явный признак таланта. А между тем, как сказано, в скупой автобиографической справке, автор из Королёва «стихи пишет давно, но на суд читателя выходит впервые». Сегодня, когда люди, срифмовавшие первую пару строк в своей жизни, тут же торопятся выложить их в Интернет, подобный осмысленный дебют – хороший пример.

Всего в альманахе 14 поэтических подборок. Есть среди авторов и те, кто уже не новичок в поэзии: Аршак Тер-Макарьян, Нина Стручкова, Юрий Петрунин, и совсем молодые, которым пока ещё предстоит доказать, что они не зря взялись за перо.

Из прозы альманаха обращает на себя внимание рассказ Екатерины Глушик «Здравствуйте, девочки», в котором автор на примере судеб бывших однокурсниц с пронзительной горечью показывает, что мы потеряли за два последних десятилетия рыночного «переформатирования» страны. Интересна, хотя и не до конца отточена с художественной точки зрения, повесть Нага Стернина «Юбилей» о стареющем инженере, который попытался убежать от своего юбилея в командировку на провинциальный завод. Вообще, интересно, что «ненужные» сегодня авторы альманаха пишут о таких же «не нужных», не попадающих в гламурный формат героев нашего времени людях. О рабочих, колхозниках, инженерах, врачах, пенсионерах, то есть тех, кто ныне является неким досадно-неизбежным довеском для рулящих распределением нефтедолларов от экспорта российских природных богатств. В этом смысле показательно повесть  Дениса Миронова-Тверского «Мстинские знаменосцы». Двое приятелей, сменявшие друг друга на посту председателя колхоза, «удачно» сплавили «налево» почти всё колхозное имущество. Осталась последняя «учётная единица» - парадное колхозное знамя. Вот его-то и пытаются на страницах повести продать предавшие память отцов пройдохи, чтобы гульнуть на полученные деньги. Все их попытки «впарить реликвию» односельчанам оказываются безуспешными, пока они не попадают в дом чудака-писателя, который тратит последние деньги семьи на этот никому из местных не нужный «кусок красного шёлка».  Может быть вот в этом эпизоде и есть ответ, для чего нужны сегодня писатели, последние бессребренники, готовые не только бесплатно работать, но и платить свои деньги за святыни, которые другим кажутся малопригодным для жизни барахлом? Ведь не навечно же нынешняя глухота и равнодушие многих (если не большинства) из нас к своей культуре и истории?! И, кто знает, может быть для потомков наших, единственным оправданием безвременья начала 21 века станут вот эти сбережённые знамёна и «бесплатно» написанные повести? 

Конечно, как и любой провинциальный альманах «Полдень» издаётся для популяризации творчества в первую очередь местных авторов. И это не может не накладывать некоторый отпечаток местечковости. Однако в данном случае редколлегия не закрыла вход в альманах и литераторам из Москвы и других уголков Подмосковья и всей России, что положительно сказалось, не только на уровне, но и, так сказать, на самом воздухе издания. Он стал соответствовать духу Подмосковья, которое, на мой взгляд, весьма перспективно в литературном плане. Ведь в последние десятилетия сюда съезжались и продолжают съезжаться яркие, талантливые люди со всей страны. В отличие от Москвы, которая зачастую жёсткой гребёнкой причёсывает и даже подавляет таланты, Подмосковье оставляет больше свободы для самобытности, даже «чудинки». Русский дух, хотя и с поправкой на близость мегаполиса, продолжает чувствоваться здесь. Вот это сочетание России с её столицей в Московской области может сделать её в ближайшие 10-20 лет новой литературной столицей страны.

Литературная критика и публицистика @ Журнал литературной критики и словесности, № 7 (июль), 2012

 

Послать рукопись, сообщение, комментарий

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

  

©2002. Designed by Klavdii
Обратная связь:  klavdii@yandex.ru
Последнее обновление: июля 01, 2012.