Андрей Клавдиевич Углицких: Журнал литературной критики и словесности
|
Блоги писателя А.Углицких:
"Андрей Углицких в Живом Журнале"
"Андрей Углицких в Русском журнальном зале"
|
Наши друзья: Валентин ОСКОЦКИЙ Валентин Дмитриевич Оскоцкий (7 декабря 1931, Ленинград — 27 апреля 2010, Москва) — литературовед, литературный критик, публицист. Член Союза журналистов СССР. Член Союза писателей СССР (1969). Кандидат филологических наук, почетный доктор филологии Ереванского университета. Закончил филфак ЛГУ (1955) по кафедре славянской филологии (польский язык и литература) и аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС (1968) по кафедре теории литературы и искусства. Доцент факультета журналистики МГУ. Секретарь Союза писателей Москвы. Главный редактор газеты «Литературные вести». Награды: медаль «За трудовое отличие» (1981), орден Дружбы (1997). Заслуженный работник культуры РСФСР (1987). Подписал письмо "сорока двух".
ЗАМЕТКИ О ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА
БАЛТИНА
«Припомни
сквер, припомни
пруд, припомни
уток на
пруду»…И
благодарно
удержи в
своих духовных
закромах, в «архивах
памяти, / листая разнообразные
тома», облетевший
осенний тополь
или прозрачную,
как кристалл,
воду лесного
озера, тропку
в Оптиной
Пустыни, ведущую
в скит,
или монастырскую
стену «в
переулках, тихих
и спокойных»
старой Москвы…
«И несомненно
мудрый и
великий / тебя
охватит в
этот миг
покой». Но
ведь сказано
великим поэтом,
славившим «вечный
бой», будто
«покой нам
только снится».
И до
умиротворённого
ли покоя
ныне «во дни
торжеств
и бед
народных», притом
что торжества
выпадают
куда реже,
чем беды? Но
то другие
строки других
поэтов, а
не Александра
Балтина, давно
обретшего
свой поэтический
голос. Не
громкий, не
трубный, но
внятный, выразительный
индивидуально, он
предпочитает
не мощное
звучание вечевого
колокола, а
раздумчивое
созерцание
в тишине,
когда лучше
всего оставаться
наедине не
с кем-нибудь,
пусть даже
родственным по
духу, а с
самим собой,
когда на
сердце, не
растревоженным
суетными
страстями, светло, а
не мглисто.
Оттого, наверное, и
произнесённые
таким голосом
признания, откровения
не проповеднические,
а исповедальные,
и чаще
всего не
«поведенческие», а
«настроенческие». Они, как
моментальный
снимок с
натуры, фиксируют
миг бытия.
Но в этом
миге таится
вечность. А
мы знаем
и помним
ещё по
Гёте, что
остановить
быстротекущее
мгновенье
жизни, как
бы ни
было оно
прекрасно, не
было дано
даже Фаусту,
на беду
себе наделённому
повелевающим
даром. Тому,
чьи ухо
и глаз
настроены
на стихи
трибунные, набатные, поэтические
миниатюры
Александра
Балтина могут
показаться
и избыточно
созерцательными, и
непомерно
элегичными. Импрессионистский
пейзаж – не
более того. Но
и не
менее! «Над
вечным покоем»
Левитана
в чутком,
впечатлительном
сознании
оставляет
другой, но
тоже глубокий
след, как
репинские
«Бурлаки
на Волге».
Тем паче,
что покой
в природе
не нем
и глух,
а полифонично
озвучен внутренним
движением, полон
сокрытым, хоть
и не
всегда разгаданным
бытийным
смыслом. Вот
и мучит
поэта «вопрос
окаянный, / что
будет у
нас впереди».
Вот и
обречён он
напряжённо
доискиваться
незаёмного
ответа на
этот извечный
вопрос вопросов,
пробиваясь через
«бред человеческих
идей». Наше, а
стало быть,
и его,
поэта, время наплодило
их предостаточно.
Но и
при всей
бредовости
они также
реальность
земного бытия,
и, значит, нашей
«правды грешных
дней».
Потом прорывы
даже к
минутной
правде душевного
состояния, настроения, переживания
сродни прорывам
от фиксации
быта к
философии
бытия. Философия
же требует
не эффектной
позы, не аффектированных
жестов, не
форсированных
модуляций
в голосе,
а предельных
самососредоточенности, самоуглубления.
Они не
броская, но
характерная
особенность, типовая, знаковая
мета творческого
«я» Александра
Балтина, манеры
и стиля
его самовыражения,
образного видения
и восприятия
мира. Время
не останавливается,
и поэт,
вовлечённый в
его бег,
не повторяет,
не перепевает
себя любимого,
а меняется
вместе с
ним, проявляя
новые стороны
и грани
своего дарования,
зачастую неожиданные
для него
самого. В
2001 году,
выступая в
Уфе, на Конгрессе
интеллигенции
России, я
говорил о
молодых поэтах
и прозаиках,
в которых
вижу надежду
русской литературы.
Среди нескольких
имён назвал
и Александра
Балтина. Сознаю: литературным
критикам
не в
меньшей мере, чем
политикам, на
роду написано,
чтобы сбывались
не все
их прогнозы
будущего. В
случае с
Александром
Балтиным
мне, признаюсь
откровенно, не хотелось
бы ошибиться… Литературная критика и публицистика @ ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ И СЛОВЕСНОСТИ, №1 (январь), 2013 г.
Послать рукопись, сообщение, комментарий
|
©2002. Designed by KlavdiiОбратная связь: klavdii@yandex.ru
|