Андрей  Клавдиевич  Углицких:  Журнал  литературной  критики и словесности    

ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ 

И СЛОВЕСНОСТИ

основан в декабре 2001 года

Главная страница

Новости

Содержание Проза

Поэзия

Критика и публицистика

Журнальные обзоры

Обратная связь

Наши авторы

 

Блоги писателя А.Углицких:

 

"Андрей Углицких в Живом Журнале"

 

"Писатель Андрей Углицких"

 

"Андрей Углицких в Русском журнальном зале"

 

"Андрей Углицких на Lib.Ru"

Н.И. Кутергина, 
учитель русского языка и литературы высшей категории
МОУ «Пибаньшурская средняя общеобразовательная школа»
Балезинского района Удмуртской Республики 

Нам идти проторённой тропой…

Отзыв об учебно-методическом пособии Н.Н. Закировой 
«Наше культурное достояние» (Глазов, 2007.- 368 с.)
Край синеглазых родников – 
Чудесный край!..

«Основу литературы в школе составляет чтение и изучение художественных произведений», - читаем в «Требованиях к уровню подготовки выпускников по литературе». «Изучение» произведения, сплошь и рядом лишённое какого-либо смысла: составление «характеристик» персонажей (зачем?), выуживание «идей», определение «уроков», преподанных писателями, - самое удручающее в преподавании литературы. И это «изучение» «призвано обеспечить» «воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции». Тем самым мы низводим гениев до себя, забываем, что подлинное творение искусства – это художественное открытие. 
После изучения творчества А.С. Пушкина девятиклассники писали эссе «Письмо поэту». Далёкий гений, стоящий за недосягаемым временным рубежом. Звезда, которой можно любоваться лишь издали. Гений – мученик, задавленный «панцирем» своего непревзойдённого таланта. Изучили – и слава Богу!
Попытки связать творчество Пушкина с наследием поэтов XX века несколько оживляли уроки, но это было явление временное, не пронесённое сквозь душу и сердце учеников.
Как подвести учеников к постижению необычности, парадоксальности мировидения художника? Как же показать ребятам, что творчество А.С. Пушкина (и не только!) актуально и сегодня? Как приблизить его к современному читателю?
И путь решения этой проблемы обозначился. Такой простой и неожиданный. Выход в свет книги Наталии Николаевны Закировой «Наше культурное достояние» (Глазов, 2007). Через знание истории и культуры «малой родины» к изучению традиций отечественной культуры. Перелистывая страницы книги, убеждаемся, что мы, сами того не подозревая, давно ждали её появления. Глазов, одновременно далёкий и близкий, стал до боли своим, родным. Именно с ним и с нашим краем так или иначе связаны имена многих писателей, поэтов, включая А.С. Пушкина. 
Пятиклашки, увидев на форзаце книги знакомые панорамы Глазова, воскликнули: «Ух, ты!» А подзаголовок «В.А. Жуковский на вятской земле» вообще поверг их в смятение: автор «Людмилы» и «Светланы» был на нашей земле.
Книга Н.Н. Закировой – связующая нить между культурным достоянием настоящего и прошлого, которую ещё чуть-чуть – и мы потеряли бы навсегда. Сегодня, когда изучение литературы отодвигается на второй план, когда хрупкие ростки духовности безжалостно уничтожаются «ЕГизированной» проверкой знаний выпускников, книга глазовской исследовательницы, мы уверены, заставит словесников пересмотреть своё отношение к предмету и к преподаванию литературы в целом.
Лёгкий, ненавязчивый стиль повествования-общения, отсутствие «научного сленга», убедительность, обилие фактического и иллюстративного материала вызывают неподдельный интерес к работе. Библиографическое сопровождение статей позволяет учителю до желаемых масштабов расширить границы изучаемого. 
На одном дыхании происходит знакомство с «Хроникой культурной жизни» Глазова. Вся история города, а вместе с ним и нашей Удмуртии, и всей России кинолентой проносится перед читателем. И оказывается, история – это не просто констатация фактов, это реалии, ставшие вехами жизни нашего края, значит, и нашей. 
Материалы под рубрикой «Культурное наследие. От М.В. Ломоносова до А. Грина» должны стать неотъемлемой частью уроков литературы. Мы прекрасно знаем, как жизнь и творчество того же А.С. Пушкина связаны с Москвой, Петербургом, Михайловским и преступно обходим стороной ту «вятскую пушкиниану», которая нам открывается в пособии. 
Вызывают большой интерес предлагаемые автором мало разработанные и перспективные темы исследований. Ведь это - новые экспедиции, походы, работа с первоисточниками, приобщение учеников к исследовательской деятельности.
Ярчайшие страницы книги посвящены сегодняшнему литературному Глазову. Знакомые имена и лица: наши преподаватели (Т.В. Ананина, Л.А.Чешкова, С.Я. Пашкова, А.Г. Татаринцев), бывшие сокурсники, просто знакомые имена. Те, кто взвалил на себя сегодня нелёгкую миссию, ниспосланную Богом, - открывать читателям красоту мира. Даже в маленьких стихотворных подборках угадываются настоящие мастера. Не они ли компенсируют нашу тоску по поэзии сегодня? Благодаря литературному чутью автора, находящегося в гуще культурной жизни северной столицы Удмуртии (неслучайно имя литературоведа и критика Н.Н.Закировой-Гущиной вошло в биобиблиографический справочник «Писатели и литературоведы Удмуртии» (Ижевск, 2006.-С.195-196), стихи многих глазовских поэтов шагнули с обочины современной литературы на её широкую магистраль.
Особый интерес вызвал методический раздел книги, посвящённый изучению литературного краеведения. Рабочая программа к спецкурсу «Русские писатели в Вятском крае» в условиях школы может быть использована на факультативных занятиях по литературе, а авторская программа глазовских учителей-практиков Е.Н. Захаровой и Г.А. Мышкиной является тем звеном, которое позволит говорить о единстве и родстве тем, проблем, поэтики в удмуртской и русской литературах. Большое разнообразие предложенных видов работ , рекомендации, тесты, творческие задания во многом облегчают подготовку учителя не только к уроку краеведения, но и к воспитательным внеклассным мероприятиям.
Особого внимания заслуживает «Приложение». Поэтический образ родного края, созданный нашими поэтами, - милая и дорогая сердцу Удмуртия. Сценарии вечеров и литературно-музыкальных композиций, воспоминания и заметки, статьи и рецензии читаются как единое произведение, на одном дыхании. Жанровое многообразие материалов и разнообразие тем позволяют уйти от монотонности и скуки. 
Хочется ещё и ещё раз пройтись по прочитанным страницам, окунуться в атмосферу творчества, которая передаётся каждому, кто берёт в руки книгу. Со страниц «Нашего культурного достояния» лейтмотивом звучит приглашение к поиску, к приобщению к искусству, к непосредственному участию в культурной жизни нашего края. И этот посыл автора к Читателю уже услышан.
Вот, например, как откликнулась на него выпускница Пибаньшурской средней школы 2008 года Анна Наговицына: 
Край синеглазых родников – 
Чудесный край!
Край рек, застенчивых цветов – 
Любимый край!
Земля родная, дом родной,
Где с детства всё знакомо:
Кусочек неба голубой,
Луч солнца золотого.
Желанный берег долгих странствий,
Утеха в горе и беде
И редкой красоты пространства,
Каких не встретишь ты нигде;
Где ранним летним утречком
Льёт трели соловей…
Всё в маленькой Удмуртии
В Удмуртии моей!
Невольно охватывает чувство гордости за «нашу родную землю и её неисчерпаемые духовные богатства», которые способны развить в молодом поколении «осознанное чувство патриотизма, гражданского самосознания» и с новых позиций посмотреть на классику. В этом случае уроки литературы, мы уверены, станут уроками гуманизма и иных высоких нравственных качеств. 
Нельзя строить будущее, не зная прошлого родного края, не зная его культуры. Знакомясь с учебно-методическим пособием Н.Н. Закировой «Наше культурное достояние», убеждаемся, что самый короткий путь нравственного совершенствования сегодня – приобщение к литературному краеведению. Первый шаг, самый трудный, уже сделан Н.Н. Закировой, подготовившей к изданию эту книгу. Нам идти проторённой тропой…

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

  

©2002. Designed by Klavdii
Обратная связь:  klavdii@yandex.ru
Последнее обновление: января 29, 2012.