Андрей  Клавдиевич  Углицких:  Журнал  литературной  критики и словесности    

ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ 

И СЛОВЕСНОСТИ

основан в декабре 2001 года

Главная страница

Новости

Содержание Проза

Поэзия

Критика и публицистика

Журнальные обзоры

Обратная связь

Наши авторы

 

Блоги писателя А.Углицких:

 

"Андрей Углицких в Живом Журнале"

 

"Писатель Андрей Углицких"

 

"Андрей Углицких в Русском журнальном зале"

 

"Андрей Углицких на Lib.Ru"

Наши друзья:

 

Н.А. АРЗАМАСЦЕВА, А.В.КОЗЫРЕВ (Омск)

 

АРКАДИЙ КУТИЛОВ –  НАШ ЗЕМЛЯК

 

Вглядываясь в биографию поэта...  

 

Несмотря на то, что жизнь Кутилова оказалась очень короткой, он успел оставить после себя огромное наследие, включающее в себя большое количество разножанровых произведений: стихов, прозы, рисунков, живописных работ.

 Трудно, незачем и не нам судить о том, почему так закончилась жизнь человека, почему поэзия Кутилова была достойно оценена только спустя несколько лет после его смерти.

Стихи омского поэта вошли в антологию «Русская муза XX века», включены в антологию «Русская поэзия XX столетия», изданную в Лондоне на английском, наконец, – в нашумевшую антологию «Строфы века».

Чем же так притягивает к себе Аркадий Кутилов? Конечно же, своим необыкновенным творчеством и интереснойличностью, редким поэтическим даром.

Родился Аркадий в 1940 г. в таежной деревне Рысья Иркутской области, неподалеку от которой протекает речушка Кутил.

Вскоре после войны, похоронив мужа, Мария Васильевна Кутилова возвращается с двумя маленькими сыновьями: старшим – Юрием и младшим – Адием на свою родину, в село БражниковоКолосовского района Омской области.

 Детство и юность Аркадия Кутилова прошли в живописном сибирском селе с двумя речками Ошей и Яченкой, ставшем источником творчества будущего поэта.

В 1947 году он поступил в Бражниковскую семилетнюю школу.

Адий был читателем от бога, книги любил до безумия и читал их взахлёб. Кроме русских народных сказок, рассказов Джека Лондона, Александра Дюма, он особенно много читал о героях войны, особое место в его чтении занимала поэзия Марины Цветаевой, томики запрещённых стихов которой попались ему случайно в местной библиотеке. Её поэзия оставила неизгладимый следв душе будущего поэта.

В 1953 году Адий заканчивает семилетнюю школу. В то время в стране было модным движение Стахановцев. Он решил ехать в г. Омск поступать в ремесленное училище на обучение профессии токаря, эта профессия в то время была престижной.

Он сдал в училище документы и ему назначили день собеседования, но поступать он передумал, объяснив, что профессия токаря не даст свободы – будешь привязан к станку и всё, а он способен на большее в этой жизни и более высокие дела. Забрав документы в училище, он вернулся в Бражниково.

Его трудовая биография началась с рисования прикроватных ковров на клеёнке, портретов, натюрмортов. Он одинаково хорошо рисовал карандашом, углём, гуашью, а позже масляными красками.

Адий учился на двухгодичном заочном отделении рисунка и живописи Московского университета культуры имени Н. К. Крупской.

По словам Кутилова, заочный Народный университет дал ему достаточно знаний, чтобы выработать художественный вкус и своё видение искусства.

В эти годы он работал заведующим сельским клубом и одновременно – художником-оформителем.

С октября 1962 года Аркадий проходит армейскую службу в дачном пригороде Смоленска – Красном Бору.

Во время службы он активно включается в жизнь местного литературного объединения, участвует в семинаре молодых литераторов, его стихи охотно печатают областные и армейские газеты, он получает высокую оценку своего творчества от таких поэтов, как Александр Твардовский и Николай Рыленков.

 На третьем году службы в армии с ним приключился интоксикационный психоз и он был комиссован. В подавленном состоянии, потеряв интерес ко всему, он возвращается в родное село, работает журналистом в районных газетах.

 Пережив тяжелейшую душевную депрессию, продолжавшуюся около года, Аркадий возвращается к литературной деятельности.

 Впервые его стихи появились в 1965 году в газете «Молодой сибиряк» и в сборнике «Тропинка на Парнас».

Адий Кутилов не получил литературного образования, однако он постоянно занимался самообразованием. Хотя он родился в Иркутской области, но своей «малой» родиной он считал село Бражниково. Ведь именно здесь происходило его становление и как человека, и как поэта.

 Он перерос своё деревенское детство, оно для него навсегда осталось где-то там, в наивной мальчишеской вере в людей, в счастливое будущее.

После возвращения из армии Аркадий женится на любимой женщине, у них рождается сын.

 В 1967, году после смерти матери, он с молодой женой и сыном уезжал в Иркутскую область, где он когда-то родился, на родину своего отца.

 Но через год Аркадий возвращается на свою малую родину – в село Бражниково.

Семейная жизнь поэта не складывается. В один год от него уходит жена, умирает родной брат и поэт остаётся один, без семьи и без дома.

 Некоторое время он ведет кочевой образ жизни сельского журналиста, работает в целом ряде районных газет, нигде подолгу не задерживаясь.

Решив посвятить свою жизнь литературе, перебирается в Омск. Однако и в городе в судьбе поэта ничего не изменилось.

В течение многих лет его окружали только случайные люди и немногочисленные друзья.

 Его домом, рабочим кабинетом становятся чердаки и подвалы, палаты психиатрических больниц, библиотека колонии, где можно было отдаться творчеству.

 Несмотря ни на что, он писал почти круглосуточно. Сотни стихов, десятки поэм. Наверное, только вера в Добро, в свой Талант, в своё Предназначение помогла ему вынести эти бесконечно долгие страшные годы.

 «В стихах Аркадия Кутилова поэзия словно бы рождается еще раз, от Адама.

 А. Кутилову надо было просто самому находиться в первобытных условиях, как В. Хлебникову, чтобы получалась поэзия. Только в звериной шкуре сознательного бомжа он мог стать сибирским киником с диогеновской свободой мышления и стихосложения.

 Но если теплолюбивому греку достаточно было бочки, то сибирскому Диогену «бочкой» служил весь мир, начиная с природы, выучившей поэта таежно-чистому языку» (Владимир Яранцев, город Красноярск).

Читая его стихи, мы не найдем в них озлобленности или обиды. Напротив, его поэзия одухотворена любовью к людям, родной природе, к России. Он пел о своей «тихой родине», о заре, об утренней зеленой звезде, о любви.

 Творчество Кутилова можно считать многоплановым, всеохватным, оно отражает в себе все проблемы, какие только могут взволновать сердце истинного поэта.

 Нравственность и духовность, экология, философия и история, война и политика, наука и искусство – все эти темы поэт пропускает через свою мятущуюся, ранимую душу; заметно меняются его стиль и лексика, но везде слышен узнаваемый, «Кутиловский» неповторимый голос.

Почти все творчество Кутилова автобиографично. Он писал о людях, которых видел каждый день, писал о них с теплотой, окрашенной нотками юмора. За этим грустным юмором видна тоска разочарования, а иногда – и настоящее отчаяние. Кутилов не питал иллюзий относительно окружающей его жизни, при этом стремясь к тому, чтобы его образы вызывали у зрителя симпатию, но не жалость.

 Жизнь Аркадия Кутилова прервалась на взлёте, он трагически погиб в 1985 году.

 Размышляя о судьбе Аркадия Кутилова, как-то явственнее, материальнее наводят на мысль о смысле старинного русского речения: «написано на роду». Да, поэту было написано на роду прожить недолгую, во многом несуразную, противоречивую, с высокими взлётами и мрачными провалами, жизнь, но сердцевиной, сутью, основой её было творчество.

Годы его активной творческой работы совпали с пресловутым периодом застоя, как теперь поименован отрезок времени 70-х и начала 80-х.

 Интуитивно, рецепторами своего таланта Кутилов, как мог, сопротивлялся всеобщей нивелировке душ, всеобщему разрушительному нейтрализму. Он ушел в себя, сведя к минимуму потребности тела, жил аскетично, общался буквально с одним-двумя наиболее близкими ему людьми, но и то же время, – и это сегодня явственно видно по его стихам, – в поэте постоянно шла, не прерывалась работа души, которая никогда у него «не ленилась». Тем не менее, окружающее время накладывало и на Кутилова свой отпечаток, ставило своё тавро – отсюда сарказм его стихов, горечь, порою и мрачность, родственная этакому «чёрному юмору». Несмотря ни на что, главным в жизни Аркадия Кутилова было творчество. Любил он живопись, особенно тепло говорил о Чюрленисе, любил классическую музыку –Бетховена, Чайковского, Скрябина, но сутью его натуры все жебыли стихи. Они и остались после поэта.

«Судьба дала Кутилову право говорить о самых явных земных категориях, говорить остро и убедительно, потому что наделен он был редкостным поэтическим даром. И пусть не успел он полностью реализоваться, но остались его необычные, фантастические рисунки, осталась его острая пластическая проза, наконец, осталась память о поэте в сердцах его друзей» – написал в своем предисловии к первому сборнику стихов Кутилова «Провинциальная пристань» писатель Владимир Макаров.

Кутилов не сумел издать при жизни книг, оставив разрозненные записи своего творчества и неполные факты биографии. Но самые страстные поклонники «кутиловской» поэзии торопятся успеть собрать воспоминания о нём современников и то, что осело когда-то в домашних архивах его знакомых и друзей.

 У него ещё всё впереди.

 Будет в городе Омске и улица, носящая его имя, будет и всероссийское признание.

Творчество Аркадия Кутилова забвению не подлежит.

Оно будет жить и после нас. Будет жить и тогда, когда о многих из нас, нынешних, никто вспоминать не будет.

Литературная критика и публицистика @ ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ И СЛОВЕСНОСТИ. - №4. - апрель. - 2014

 

Послать рукопись, сообщение, комментарий

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

  

©2002. Designed by Klavdii
Обратная связь:  klavdii@yandex.ru
Последнее обновление: марта 29, 2014.