Андрей  Клавдиевич  Углицких:  Журнал  литературной  критики и словесности    

ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ 

И СЛОВЕСНОСТИ

основан в декабре 2001 года

Главная страница

Новости

Содержание Проза

Поэзия

Критика и публицистика

Журнальные обзоры

Обратная связь

Наши авторы

 

Блоги писателя А.Углицких:

 

"Андрей Углицких в Живом Журнале"

 

"Писатель Андрей Углицких"

 

"Андрей Углицких в Русском журнальном зале"

 

"Андрей Углицких на Lib.Ru"

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЦИКЛ «РУССКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПОГРАНИЧЬЕ»  

Дейнека Наталия Николаевна, учитель средней школы № 73 города Воронежа. Окончила Воронежский государственный университет, по специальности – историк. Свою работу строит на использовании в учебном процессе творческих технологий, в ходе решения благородной задачи патриотического воспитания своих подопечных, широко привлекает краеведческий материал, которым так богата история родной Воронежской земли. 

Наталия ДЕЙНЕКА (Воронеж)

Глава 7. Заключение

 

НАРОДНАЯ ШКОЛА

 

         В этой главе речь пойдет о том, как же решался вопрос о народном образовании и борьбе с неграмотностью в крестьянских семьях села Чертовицкого.

         До возникновения земства школьное дело в России осуществлялось, главным образом, силами государства, которое отдавало приоритет развитию средних и высших учебных заведений и недостаточно заботилось о судьбе начальной школы. Положение в этой сфере заметно изменилось в связи с проведением земской реформы. В 1864 году вышло положение о земских учреждениях, в соответствии с которым заведование местными хозяйственными делами, в том числе касающимися народного образования, возлагалось на губернские и уездные земства, получившими право на открытие за свой счет народных училищ. Правда, поначалу из-за скудости земского бюджета принять школы в свое полное ведение земства не могли. К тому же многие земцы далеко не сразу осознавали, что школа в деревне должна принадлежать земству и составлять одну из важнейших его забот. У большинства из них преобладало мнение, что народное образование является делом сельских обществ, а задача земства заключается лишь в оказании им помощи в виде пособий и поощрений[1].   

         До открытия земских училищ не было ни постоянных школ, ни определенного класса учителей. Учителем был всякий грамотный и школа возникала на всяком месте, где оказывались охотники учиться. Прежде, чем были открыты и окончательно установились земские школы, грамотность распространялась в среде крестьянского населения лицами разных сословий и положений. Наиболее более сделано в этом отношении духовенством, то есть тем классом людей, который по образованию и по своим обязанностям, и по положению ближе всех должен был стоять к делу народной грамотности. В одном случае священники, в другом – дьяконы, чаще причетники занимались обучением крестьянских детей временно, с перерывами, насколько позволяли им служебные обязанности. Так велось дело в селе Рогачевке, Подгорном, Чертовицке и так далее[2].

         Мотивами же, под влиянием которых духовенство бралось за дело насаждения народной грамотности, служили ни сколько альтруистические соображения, сколько насущный кусок хлеба. В течение  первой половины 1884 года в Воронежском уезде имелось всего 38 начальных сельских училищ, содержавшихся, с одной стороны, на общие средства уездного земства, а с другой, на пособие тех сельских обществ, в районах которых они находились.

         В 1864 году местной землевладелицей графинею Елизаветой Тулиновой (в замужестве Толстой) было основано Чертовицкое начальное училище. Первоначально оно помещалось в доме самой графини, а потом в 1873 году было переведено в отдельное «близ церкви здание, выстроенное на ее же средства и переданное в распоряжение сельского общества»[3]. В пользу школы графинею был пожалован капитал, состоявший к 1 августа 1883 года, как это видно из отчета Воронежской уездной земской управы, из 406 рублей 62 копеек. Кроме того, Чертовицкое сельское училище и в конце 80-х годов пользовалось материальной поддержкой со стороны графа И. Толстого.

         С 1865 года начальные сельские училища Воронежской губернии переходят на общих основаниях в ведение земства. Располагая очень ограниченными денежными средствами и, в то же время, имея значительные расходы, ни губернские, ни уездные земства не могли в первые годы своего существования много сделать в интересах лучшей постановки в губернии народно-школьного дела. На подготовленной, местами спорадически и в крошечных размерах, почве народное образование получило более постоянный и устойчивый характер лишь с переходом его в ведение земства. 

         Чертовицкое сельское училище помещалось в здании без фундамента, но было покрыто железом[4]. По своему внутреннему устройству училищные здания немногим отличались от обыкновенных сельских жилых построек, принадлежавших более или менее зажиточных хозяевам. Размеры классных комнат были следующими: длина – 8 аршин, ширина – 8 аршин, высота – 4 аршина. В школе было три печки. Классные комнаты занимали несоразмерно малые пространства в общей площади училищных зданий. Недостатками отличалась и вентиляция школы. В Чертовицком училище – «тесно и сыро»[5]. Классные столы вообще неудобны для занятий, вследствие своей неправильной формы, величины и ветхости.

        Все сельские училища содержались на средства уездного земства, а часть из них – на средства тех сельских обществ, в районах которых они находились. Из земских сумм уплачивалось и жалование учителям, и приобретались учебные пособия, и письменные принадлежности для учащихся, а на общественные средства производились все расходы по содержанию школьных помещений, ремонта и постройки классной мебели. Источником для покрытия расходов служил определенный сбор с населения, который взимался Чертовицким сельским обществом, размер которого был неодинаковый: высший – в 17 копеек, и низший – в 4 копейки. Училищные суммы собирались сельскими сборщиками и находились  в распоряжении сельского старосты или школьных попечителей, которые давали обществам отчет в расходовании их. Материальная обстановка сельских школ Воронежского уезда была бедна и антигигиенична, а на расходуемые земством и сельскими обществами средства едва покрывались самые насущные нужды школы.

          Общепринятыми в училищах Воронежского уезда руководствами при обучении чтению, письму, арифметике и началам Закона Божьего, служили учебники лучших педагогов:  К. Ушинского, Л. Толстого, В. Соколова, Н. Бунакова[6].   Наличные фонды школьной библиотеки  были очень малы. При Чертовицкой школьной библиотеке  было 392 книги, состоящих из 66 различных названий. Там имелись следующие книги:

1)     «Святая Церковь и ея  принадлежности» (81 экз.);

2)      «Труд кормит, лень портит» - рассказ Александрова (2 экз.);

3)     «О православном богослужении» - священника Михайловского;

4)     «Наставление о православном богослужении»;

5)     «Киево-Печерская Лавра»;

6)     «Старый Киев»;

7)     «Русская Правда – сельский суд в стародавния времена»;

8)     «М.В. Ломоносов»;

9)     «19 февраля 1855 – 1880 годов»; 

10) «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;

11) «Тарас Бульба».

       Местные священники, псаломщики, воспитанники, окончившие и не окончившие курса духовных семинарий и училищ, выпускники из мужских и женских гимназий и прогимназий, люди, получившие домашнее образование – вот тот контингент лиц, который нес учительские обязанности в сельских школах. Среди этого персонала встречались личности,  искренне преданные своему делу, любящие его. Так, в селе Чертовицком в данной сельской школе одна учительница прослужила в течение 10 лет. Другой такой «усердной»  фигурой являлся Александр Александрович Бохолдин (1852–1905) – учитель Чертовицкого начального училища. На 1901 год ему было 49 лет, православного вероисповедания, имел серебряную медаль с надписью «За усердие» на Александровской ленте для ношения на груди. Получал жалование в 396 рублей в год[7]. Происходил из крестьян, своего имения не имел, был женат на дочери священника, имел семерых детей. Окончил он курс в уездном училище и, выдержав испытания в Бобровском уездном училищном Совете на звание учителя начального училища, допущен к деятельности учителя. В Чертовицком училище трудился с 1879 года и проработал здесь 26 лет. Умер Александр Александрович 17 января 1905 года и похоронен в селе Чертовицком[8].

          Тяжелый труд, материальная необеспеченность, неопределенная и безотрадное положение – вот те главные причины, вследствие которых учителя часто меняли учительство на другие занятия. 

          Граф Иван Иванович Толстой был попечителем Чертовицкой школы с 1881 года и снабжал школьную библиотеку книгами, да и принимал активное участие в расходах по содержанию школьного помещения.

           Народные школы Воронежского уезда имели общий трехгодичный курс сельских народных училищ, который, однако, проходился очень незначительным количеством учащихся. Большинство детей пользовались только одним или двумя годами образования, то есть, временем совершенно достаточным для обучения чтению и письму, но недостаточным для получения свидетельства об окончании курса.

           В школе занятия начинались с 1 сентября, а заканчивались 19 мая. В течение дня учились пять часов. Всего учебных дней было 185. В 1872 году школу посещало всего 28 детей[9].  Число учеников на 1883 год из сословия крестьян, солдат и дворовых – 75 человек, из сословия дворян, духовенства, купцов и мещан  - всего 4 человека[10]. Посещало училище:

                       1 год                          2 года                        3 года

                      м      д                          м     д                           м      д

                      29      4                         21    1                          10      5

       Установленный для земских школ трехгодичный курс обучения детей имел в школах Воронежского уезда только относительное и весьма условное значение. Главная масса учащихся проходила в школе лишь один год. Число окончивших курс обучения в Чертовицкой школе детей было следующим: в 1883 году – только шесть мальчиков; в 1881 году – два мальчика и одна девочка; в 1880 году – также два мальчика и одна девочка. В 1895 году количество детей, посещавших школу, значительно возросло: мальчиков значилось 43 человека, девочек - 9 человек[11]. Окончивших курс и получивших свидетельство о грамотности на этот год составило – шесть мальчиков и одна девочка. Из статистических сведений о земских школах Воронежского уезда за 1899 год – общее число учащихся обоего пола составляло 46 человек. В школе было открыто два класса, в которых преподавал всего лишь один учитель. За свою работу он получал годовое жалование в размере 312 рублей[12].

      В 90-е годы XIX века резко стала замечаться тяга сельского населения к образованию. Так,  проведенное в 1894 году Всероссийское статистическое обследование народного образования, установило, что среди воронежских крестьян положительную роль школы отмечало две трети опрошенных, в то время как отрицательное или безразличное отношение к ней высказала только одна треть. Это же обследование доказало, что многие школы отказывали крестьянам в обучении их детей из-за тесноты и недостатка школьных помещений[13].     

      В селе Чертовицком в 1899 году с общим числом жителей 1395 человек обоего пола грамотными были всего лишь 192 человека (179 лиц мужского пола и 13 женского)[14].

       Конец XIX-начало XX веков знаменовали собой своеобразный прорыв в школьном деле. Русско-японская война 1904-1905 годов и революция  1905-1907 годов сфокусировали общественное внимание на необходимости борьбы с неграмотностью. На рассмотрение законодательных учреждений страны был вынесен вопрос о введении в России всеобщего начального обучения. Резко возросли  и ассигнования на школьное строительство и содержание школ. Это привело к невиданному ранее количественному росту земских школ. Так, в Воронежском уезде с 1884 по 1915 года их число увеличилось с 16 до 160, то есть в 10 раз[15].  При чем большинство новых школ размещалось в  собственных помещениях, в которых помимо учебных классов имелись и пришкольные библиотеки. Следует указать, что к этому времени земские школы сумели вытеснить домашние, или так называемые «вольные» школы, а также существенно потеснить церковно-приходские училища и школы грамоты, поскольку были лучше организованы и имели большее финансирование. В 1906 году в селе Чертовицком было две школы: земская и школа грамоты. В земской школе обучалось 59 мальчиков и 12 девочек, а в школе грамоты – только 8 девочек[16].

       Обучение детей грамоте в земской школе началось в 1902 году[17]. (Фото школы начала ХХ века. См. приложение, л. 8 (4)). Она находилась в центре села (там, где сейчас почта). Школа была деревянной и во время Великой Отечественной войны была разобрана. Известны фамилии первых учителей, которые работали в этой школе с 1904 года – это Капитон Алексеевич Жучков и Елена Карповна Воронова (в замужестве Жучкова). (Фото семьи Жучковых. См. приложение, л. 10 (1,3,4). Жучков Капитон Алексеевич закончил учительскую семинарию. Начал свою педагогическую карьеру с 15 сентября 1901 года. Его годовой оклад на 1910 год составлял 516 руб. (из них за заведывание школой – 60 руб., а за выслугу лет – 96 руб.)[18].  Елена Карповна Воронова окончила полный курс (8 классов) Мариинской гимназии. Начала учительствовать в Чертовицкой школе с 15 ноября 1904 года[19].        

       По изученным данным за 1908/09 учебный год школу посещало 129 человек, из них  45 девочек и 84 мальчика[20]. Все коренные жители села Чертовицкого, которые с 1904 по 1943 год были в школьном возрасте, учились у Капитона Алексеевича и вспоминают о нем с огромным уважением. (Фото).  Капитон Алексеевич вместе со старшими учащимися делал для школы учебные пособия: макеты местности, коллекции насекомых, чучела птиц, гербарии, фонари для показа так называемых туманных картин, диапозитивы на стекле, гектографы для печати контурных карт. Пытался даже сконструировать телескоп. Он увлекался астрономией. Занимался изучением села и края. Устраивал чтения для крестьян художественной и научно-популярной  литературы с демонстрированием туманных картин. В 1913 году Капитон Алексеевич вместе с учителем села Рыкани выступил инициатором организации в Воронежском уезде «летних школ». Такие школы, нечто вроде подготовительных групп детского сада, были организованы в уезде и существовали несколько лет. Детей учили здесь развитию устной речи, рисованию, лепке, наблюдениям за природой, а также немного счету – на палочках, желудях, орехах и самым началам азбуки. Его дочь, писательница  Ольга Капитоновна Кретова,  так отзывается о своем отце: «отец был страстным пчеловодом и природоведом. У него за сорок лет хранились дневники сезонных явлений природы. Каждый год он отмечал: вскрытие реки, прилет птиц, начало и последовательное цветение медоносов, число солнечных и пасмурных дней и т.д. Так все труды и погибли во время войны, в 1942 году. Роковую роль сыграла его гуманность. После смерти его жены, которая умерла в 1931 году от туберкулеза, он приютил раскулаченную  женщину (в нашем раннем детстве она была нашей няней). Потом ее раскулаченный муж  вернулся из ссылки. Они оба присосались к отцу, жили с ним вместе. Невзирая на мои предостережения, отец не хотел расставаться с ними. А во время войны, когда он эвакуировался в Тамбовскую область, эти люди завладели его коровой и домом. После его возвращения кулацкие выродки заявили, что переступят через его труп, но в дом не пустят. Доведенный до отчаяния, потрясенный ужасами войны, руинами Воронежа, потерей своего гнезда, отец застрелился из охотничьего ружья»[21].

          В 1912 году земской управой была построена новая школа. Она находилась в конце села (она функционирует и в настоящее время). Заведующим школой был назначен Капитон Алексеевич Жучков. Попечителем этой школы был принц Петр Ольденбургский, проживающий со своей семьей в Рамонском дворце. При его участии школа получила новое школьное оборудование, в том числе и микроскоп[22].

         Начавшаяся в июле 1914 года Первая мировая война, несмотря на ухудшение общих условий жизни, отнюдь не ослабила тяги народа к знаниям и не поколебала решимости земств к дальнейшему развитию народного образования. В результате, по данным Воронежского губернского земства, в 1916 году количество детей, посещавших школу, достигло в губернии 80,4% от всех детей школьного возраста[23]. Для этого времени это был весьма высокий показатель.

          С 1920 до 1930 года в земской школе учительствовала дочь Жучковых – Ольга Капитоновна Кретова, известная воронежская писательница. (Фото О.К. Кретовой. См. приложение, л.10 (2)). Ольга с детства тяготела к творчеству и уже с девяти лет начала писать стихи. В 1912 году она поступила в Мариинскую женскую гимназию. Весной 1921 года закончила школу второй ступени, затем летом этого же года училась на краткосрочных педагогических курсах. В 1935 году Ольга Капитоновна закончила литературные курсы при Институте красной профессуры в городе Москве. С 1938 по 1941 год заочно училась в Литературном институте им. Горького, но закончить его ей не удалось[24].  В 1923 году в селе был организован кооператив. Ему было поручено отремонтировать школы. После ремонта стали работать семилетняя и начальная школы. Заведующим начальной школой был назначен А.А. Блоха, семилетней – И.И. Карпик[25].   Во время Великой Отечественной войны начальная школа была разрушена. Семилетняя же школа начала работу с 1944 года и требовала большого капитального ремонта. По воспоминаниям учителя истории Бухоновой Наталии Александровны, школа в эти годы находилась в плачевном состоянии: «в окнах не было стекол, их заменяла фанера, не хватало школьных столов, сидело за партой по три человека, зимой было так холодно, что замерзали даже чернила, писали на газетах из-за неимения тетрадей»[26]. 

           Директорами школ были: В.Г. Семенов, М.И. Пронин, В.А. Федоров. С 1961 по  1978 год директором был Карасев Федор Васильевич. (Фото).

        При нем школа стала называться восьмилетней. Особое внимание было обращено военно-патриотическому воспитанию школьников. Юные следопыты восстановили около трехсот имен солдат, погибших в боях за Воронеж. Благодаря огромной поисковой работе в школе был организован музей трудовой и боевой славы. Почетными пионерами Чертовицкой школы были известные писатели и художники: Г. Троепольский, В. Песков, М. Подобедов, Ф. Волохов, М. Шевченко, А. Прасолов, М. Рубцов и, конечно, О.К. Кретова. До  1990 года  Федор Васильевич продолжал работать в этой школе в должности учителя русского языка и литературы.

          С 1988 года и по настоящее время школой руководит Валентина Ивановна Воронцова. Валентина Ивановна собрала вокруг себя дружную, веселую и талантливую учительскую команду, которая с достоинством несет тяжелое учительское бремя. Неслучайно в 1998–1999 годах школа становилась лауреатом областных конкурсов.

          Достойным продолжением славной истории становления народного образования в селе Чертовицком было бы строительство новой современной школы… Но это уже другая история.  

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

         Старинное село Чертовицкое с момента возникновения Воронежского края представляло собой крошечную крупицу Русского государства, но в его жизни, как в зеркале, отражалось история родного края и страны.

         Историческое краеведение позволяет на местном историческом материале иллюстрировать сложные исторические явления. Главной задачей краеведения является бережное отношение к историческим реликвиям, возрождению славных боевых и трудовых традиций, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

         Четыре столетия вместили в себя суровые годы освоения «дикого поля» и печальные годины неизбежных боевых потерь, славные страницы строительства Российского флота и летопись ратных подвигов воронежцев.

         Нас восхищает то величие духа и непоколебимая уверенность в своих силах основателей села, позволившие им не только отстоять свою землю в непрерывных схватках с врагом, но и несказанно обустроить и преобразить бывшие целинные земли и пустоши.

         В красивейших местах усилиями нескольких поколений служилых людей устраивались родовые поместья. Усадьба дворян Михневых в селе Чертовицком – одна из них. В XIX веке на фоне мощного экономического подъема как результат удачного вложения купеческого капитала  увидела свет красавица-усадьба Тулиновых-Толстых.

         Славные дела «служилых людей» Михневых, Тарарыковых, Струковых, Качапиных стали достоянием истории. Но и в наши дни их дела продолжают потомки, гордо носящие эти фамилии.

         Главный духовный стержень жизни села – церковь со старым погостом и школа, перешагнувшая свой столетний юбилей. Подвижнический труд в духовно-нравственном воспитании односельчан связан с именами священников и народных учителей А. Комаровского, Н. Попова, А. Бохалдина, К. Жучкова, Е. Жучковой, О. Кретовой. Их достойными продолжателями в наше время являются Ф. Карасев, отец Николай (Седых), Л. Коннова, В. Воронцова. Их заслуга в том, что  исторические достопримечательности села становятся центрами историко-краеведческого воспитания молодежи.      Это тот мостик, который переброшен из прошлого в наше время, как напоминание потомкам о том, что,  не зная, не любя своего прошлого, трудно любить как следует и свое настоящее, еще труднее – заботиться о будущем. 

 


       [1] Фомичев И.В. Деятельность воронежского земства по развитию начального образования // Из истории Воронежского края. Воронеж, 2000. Вып. 8. С. 140.      

      [2] Народное образование в Воронежском уезде. Воронеж, 1885. С. 1.

      [3] Акиньшин А.Н., Кригер Л.В. Чертовицкое. Усадьба Тулиновых // Русские провинциальные усадьбы. Воронеж, 2001. С. 138. 

     [4] Народное образование в Воронежском уезде. Воронеж. С. 13.

     [5] Там же. С. 18.

     [6] Там же. С. 27.

     [7] ГАВО. Ф. И – 64. Оп. 1. Д. 423. Л. 18. 

     [8] Дон. 1905.  № 15. 6 февраля.  

     [9] ГАВО. Ф. И–20. Оп.1. Д. 193.  Л. 2а (об.).

     [10] Народное образование в Воронежском уезде. С. 60.

     [11] ГАВО. Ф. И–20. Оп. 1. Д. 2454. Л. 16 (об.).   

     [12] Материалы по народному образованию в Воронежской губернии. Воронеж, 1899.

С. 102.

      [13] Фомичев И.В. Указ. соч. С. 141.

       [14] Материалы по народному образованию в Воронежской губернии. С. 28.

      [15] Фомичев И.В. Указ. соч. С. 141.

      [16] Населенные места Воронежской губернии за 1906 год. Воронеж, 1906. С. 13.

      [17]  Карпинский А. Столетний юбилей // Голос Рамони. 2002. № 103. 17 сентября.

      [18] Доклад по народному образованию  Воронежской земской управы. Воронеж, 1909.

С. 32.

     [19] Там же. С. 33.

     [20]  Там же. С. 30.

     [21]  Кретова О.К. Страницы памяти // Подъем, 2003. № 11. С. 50-51.  

     [22] Там же. С. 62-63.

     [23]  ГАВО. Ф. И–20. Оп. 1. Д. 10487. Л. 283.

     [24]  Кретова О.К. Страницы памяти.С. 86.

     [25] Записано со слов бывшего директора школы Карасева Федора Васильевича (рожд.1932).

    [26] Записано со слов Бухоновой Наталии Александровны (рожд. 1926)

 

      

 

 

   

Послать рукопись, сообщение

 

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

  

©2002. Designed by Klavdii
Обратная связь:  klavdii@yandex.ru
Последнее обновление: января 29, 2012.