Андрей  Клавдиевич  Углицких:  Журнал  литературной  критики и словесности    

ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ 

И СЛОВЕСНОСТИ

основан в декабре 2001 года

Главная страница

Новости

Содержание Проза

Поэзия

Критика и публицистика

Журнальные обзоры

Обратная связь

Наши авторы

 

Блоги писателя А.Углицких:

 

"Андрей Углицких в Живом Журнале"

 

"Писатель Андрей Углицких"

 

"Андрей Углицких в Русском журнальном зале"

 

"Андрей Углицких на Lib.Ru"

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЦИКЛ «РУССКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПОГРАНИЧЬЕ»  

Дейнека Наталия Николаевна, учитель средней школы № 73 города Воронежа. Окончила Воронежский государственный университет, по специальности – историк. Свою работу строит на использовании в учебном процессе творческих технологий, в ходе решения благородной задачи патриотического воспитания своих подопечных, широко привлекает краеведческий материал, которым так богата история родной Воронежской земли. 

Наталия ДЕЙНЕКА (Воронеж)

ЦЕРКОВЬ СЕЛА ЧЕРТОВИЦКОГО

Глава

Церковь Михаила Архангела в селе Чертовицком – одна из старейших церквей в Воронежском крае. Первое упоминание относится к 1615 году: «Село Чертовицкое на реке Воронеже за помещики, а в селе церковь во имя Михаила Архангела, теплая, с трапезою, древена, клетцки, а в церкви Божия Милосердия, образы и книги, и ризы, и сосуды церковные, и всякое церковное строенье мирского, да у тое ж церкви два колокола мирские, а у тое церкви во дворе поп Матвей Федотов, во дворе пономарь Архипко Иванов, пашни пахонные, церковные земли две четверти, да дикого поля 18 четвертей»[1]. (Карта церквей Воронежского уезда  XVII века. См. приложение, л. 9).    

         Все воронежские и сельские церкви были построены «клетцки». Обозначенное этим термином устройство церквей данного времени весьма напоминает  обыкновенное устройство деревянных домов, основною формой которых  служит клеть, то есть четырехугольный бревенчатый сруб[2]. Церковь в это время  по своей форме была обыкновенным, только сравнительно высоким продолговатым домом с прирубленным к нему выступом с восточной стороны – алтарем; алтари устраивались «круглые тройные», то есть трехстенные[3].

         Из семи сел Чертовицкого стана только в церкви интересующего нас села намечалось наличие отопления, богатой церковной утвари и книг. Все это свидетельствует о том, что село к этому времени было достаточно обжито. Посвящение церкви святому Михаилу Архангелу позволяет предположить, что ее строителями были казаки, так как этот святой является покровителем казачества.

         В Переписной книге 1646 года в числе церковнослужителей церкви Михаила Архангела указаны «поп Герасим, да просвирница Марьица, да на церковной земле два бобыльских двора»[4].

         В 1763 году на месте прежней бывшей деревянной церкви была построена тщанием прихожан каменная церковь с колокольней.    Из закладной книги Рязанской митрополии 1646 года о церкви села Чертовицкого известно следующее: «У той церкви двор попа Евтропия, двор попа Федосея. Церковной земли 10 четвертей, сенных покосов на 20 копен. Да к той церкви в приходе 17 дворов детей боярских, 49 дворов крестьянских и 35 дворов бобыльских. Да они ж попы входят в пустовой приход в село Животинное со всякою святынею; а церкви Божии в том селе нет от разорения крымского хана»[5].  

         В 1884 году при церкви значился священник Козьма Алексеев. При ней же было два церковных двора, семь помещичьих, семь дворовых людей и один однодворческий[6]. К данной церкви были приписаны две деревни – Моховатка и Рядная.

         В церкви Михаила Архангела было три  престола: во имя Архангела Михаила, святых Апостолов Петра и Павла, и святого Николая Мирликийского[7].  В церковной библиотеке находились книги для чтения, предназначенные 185 томов.  В приходе имелась школа земская, которая была учреждена в 1873 году. Церковной же школы не было. С 1902 году при церкви старостой состоял граф Дмитрий Иванович Толстой, а в его отсутствие эту обязанность исполнял крестьянин Иван Мартынович Пучков.

         Богатый материал о церкви Михаила Архангела в селе Чертовицком содержится в Клировых ведомостях Воронежского уезда.

         Кружечных сборов за год в церкви было получено 460 рублей. Земли при церкви состояло: усадебной вместе с погостом церковным 3 десятин квадратных сажен, пахотной 33 десятин, сенокосной в особом угодии в расстоянии одна верста от церкви. Земля качественная – черноземная. Она    сдавалась в аренду по домашнему условию сроком на один год. Средний доход ею приносимый составлял 280 рублей в год.

         Дома для священно- и церковнослужителей деревянные, построены на церковной усадебной земле тщанием самих священно-церковнослужателей. При церкви находилась еще и сторожка. Все дома и постройки были в хорошем состоянии. К данной церкви прикреплялась еще и деревня Рядная (в трех верстах от церкви). В приходе насчитывалось 292 дома. Число душ мужского пола – 1054, женского – 1044. Известно, что до 1901 года в церкви служил священник Алексей Васильевич Комаревский (1853-1901)[8]. Он имел двоих детей: дочь Марию (рожд.1894) и сына Ивана (рожд.1898). Семья Алексея Васильевича жила в селе Чертовицком в деревянном доме, крытом железом. Из надворных построек имелся деревянный амбар, крытый соломой, каретный сарай[9].  После смерти мужа вдова Ольга Николаевна Комаревская (рожд.1851) получала жалование в 167 рублей[10].  

         А после смерти Комаревского  с января 1901 года в церкви начал служить священник Николай Попов (рожденный 30 ноября 1874 года). Он имел собственный дом. В 1897 году он окончил курс учения в Воронежской Духовной семинарии по второму разряду. В службу вступил в 1897 году дьяконом в Благовещенской церкви села Борщевки. В этом же году был переведен в той же должности в Бирючинский уезд, село Алексеевку.  В 1908 году был награжден набедренником. Из казны получал 300 рублей в год. Кроме этого, из кружечных доходов – 230 рублей и от церковной земли – в 140 рублей. Одновременно состоял законоучителем местной земской школы. Был женат на Надежде Стефановой (рожденной в 1880 году). Имел троих детей: Ольгу, Дмитрия и Клавдию.

         Известен и псаломщик церкви – Митрофан Орлов (рожденный 26 января 1842 года). Служил в данной церкви с 1877 года. Из казны получал 100 рублей, из кружечных доходов – 80 рублей, и от церковной земли – 46 рублей в год.        Дьякон Александр Никитич Комаровский (рожденный 9 мая 1850 года) служил в церкви Михаила Архангела с 1905 года. Получал из казны 150 рублей в год, от пахотной земли – 95 рублей.

         Еще при церкви значилась просфорня – Олимпиада Ивановна Гришина, 52-х лет.

         После революции изменилось отношение к религии и, в первую очередь, от этого пострадала православная церковь. В 1920 году началась опись церковного имущества в Воронежском уезде. А в 1921-1922  гг. начались изъятия описанных ценностей под предлогом помощи голодающим крестьянам Поволжья. Изъятию подвергались, в первую очередь, напрестольные кресты, серебряные ризы с окладов икон, драгоценные камни  в оправе. Церкви разграблялись и закрывались одна за другой. По данным архивных источников выявлено, что 8 мая 1922 года из церкви Михаила Архангела села Чертовицкого Подгоренской волости было изъято серебра 24 фунта, конфискована богослужебная литература[11].

        О дальнейшей истории документальных свидетельств не обнаружено. Но по воспоминаниям старожил села можно сказать следующее, что церковь была закрыта в 1930 году, с колокольни был сброшен колокол, выбиты окна и двери. Старая сельская церковь, построенная из пяточного кирпича, пережила воинствующих безбожников и уцелела в Великую Отечественную войну, когда ее намеревались взорвать на кирпич, дабы гатить переправу танковому десанту генерала Лизюкова. Насмерть стояли в этих местах 232-я и 303-я стрелковые дивизии, а командарм Черняховский проводил в церкви слет снайперов своей 60-й Армии[12].

         Сельский храм до середины 90-х годов ХХ века находился в плачевном состоянии: разрушился частично фундамент, остатки крыши поросли дикой растительностью, пустыми глазницами зияли пустые оконные и дверные проемы. (Фото. См. приложение, л.8 (2)).

         Несмотря на разрушительное воздействие времени, равнодушие людей, утрату духовных ценностей, сельская церковь, казалось, ждала своего часа, чтобы возродиться вновь. И этот час настал.

          В 1996 году инициаторами восстановления храма Архангела Михаила выступило возрождающееся воронежское казачество. При деятельном участии казачьего есаула Белянова Николая Петровича и сельских жителей, а именно – Мозговой Анны, Струковой Светланы и других, началась подготовительная работа по восстановлению  святынь. Приглашенный сельскими жителями священник Никольского храма отец Петр благословил на восстановление храма. По воскресеньям верующие стали собираться возле храма на молитвы, читали Евангелие, Псалтирь, пели духовные песни. Образовалась своя рода христианская община. На собранные пожертвования был приобретен в городе Иваново и поднят на восстановленную колокольню колокол. (Фото. См. приложение, л.8 (3)).  

         В 1999 году в церковный приход был назначен отец Олег, который продолжил дальнейшую реставрацию храма. При нем возобновились храмовые церковные службы, крестные ходы. А с 2002 года и по настоящее время настоятелем храма Архангела Михаила в селе Чертовицком является отец Николай. За короткое время его служения здание церкви было отштукатурено, восстановлен декор церкви, восстановлены все приделы. В храме проводится постоянные церковные службы, организован свой церковный хор.

         Злые деяния людские канут в вечность, а добрые дела останутся в благодарной памяти потомков. И хочется верить, что в грядущих веках старая сельская церковь – памятник истории федерального значения будет напоминать потомкам о величии человеческого духа.


         [1] Материалы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронежские писцовые книги.  Воронеж, 1891. Т. 2. С. 54.

            [2] Воронежский край в церковном отношении до учреждения самостоятельной Воронежской епархии (1586-1682 гг.) // Воронежская старина. Воронеж, 1903. Вып. 3. С. 61.

            [3] Там же. С. 62.

            [4] Переписная книга Воронежского уезда 1646 года. С. 97. 

            [5] Окладные книги Рязанской митрополии 1676 года – Воронежский и Елецкий уезды // Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. Отд. 1. С. 121.

            [6] Архимандрит Димитрий (Самбикин). Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 1. С. 235.

            [7] ГАВО. Ф. И–84. Оп. 1. Д. 1951а. Л. 807.

            [8] Воронежский телеграф. 1901.  № 30. 14 марта.

            [9] ГАВО. Ф. И–20. Оп. 1. Д. 1721. Л. 14.

            [10] ГАВО. Ф. И–84. Оп. 1. Д. 1951а Л. 809.

            [11] ГАВО. Ф. Р–4. Оп. 1. Д. 474. Л. 33.

            [12] Елецкий В.Л. Пансионат отдыха имени Ф.Э.Дзержинского // Буклет. Воронеж, 1990. Вып. 1.

   

Послать рукопись, сообщение

 

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

  

©2002. Designed by Klavdii
Обратная связь:  klavdii@yandex.ru
Последнее обновление: января 29, 2012.