Андрей Клавдиевич Углицких: Журнал литературной критики и словесности
|
Блоги писателя А.Углицких:
"Андрей Углицких в Живом Журнале"
"Андрей Углицких в Русском журнальном зале"
|
Наши друзья: Александр
АБРАМОВ (Москва)
Постоянный автор Журнала литературной критики и словесности: "Строгинский калейдоскоп" (http://www.uglitskih.ru/critycs/abramov%2010.htm), "Стихи и размышления о стихах" (http://www.uglitskih.ru/poetry/abramov%208.htm), "О некоторых литературных шедеврах советской эпохи и не только о них" (http://www.uglitskih.ru/critycs/abramov%209.htm), "Россия - родина поэтов" (http://www.uglitskih.ru/poetry/abramov%207.htm), "О времени и о его героях (Георгий Иванов, Павел Шубин, Сергей Довлатов)", "Не вечен наш Ноев ковчег" и ряд др. E-mail: abramov-miet@mail.ru
О ЧАСТУШКАХ Частушки
– важный элемент фольклора,
наряду со
сказками, народными песнями, былинами,
сказками, пословицами и поговорками. Все
эти произведения прекрасно характеризуют
дух народа, его традиции, обычаи, менталитет.
Самуил Яковлевич Маршак, который долгое
время учился в Англии, долго и серьёзно
занимался английским фольклором, что
позволило ему впоследствии стать блестящим
переводчиком английских баллад, песен,
шуточных стихов для детей. Русские народные
частушки – одно из наиболее
распространённых выражений русского
характера, его неиссякаемого юмора,
жизнелюбия, стойкости в борьбе с житейскими
неудачами. Изучением русского и
иностранного фольклора с успехом
занимались многие великие русские писатели:
Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Лев Толстой и
другие. Вспомним Владимира Даля, который
черпал из народного колодца материалы для
своего знаменитого словаря русского языка.
Он же составил обширный сборник русских
пословиц, справедливо утверждая:
«словесная речь человека – это дар божий,
откровение: доколе человек живет в простоте
душевной, доколе у него ум за разум не зашел,
она проста, пряма и сильна; по мере раздора
сердца и думки, когда человек заумничается,
речь эта принимает более искусственную
постройку, в общежитии пошлеет, а в научном
круге получает особое, условное значение.
Пословицы и поговорки слагаются только в
пору первобытной простоты речи и, как
отрасли, близкие к корню, стоят нашего
изучения и памяти».
Мои родители были преподавателями историко-филологического
факультета Воронежского Государственного
университета. Так вот каждое лето студенты
филологи отправлялись в путешествие по
Воронежским сёлам и деревням в охоту за
сокровищами русского языка, собирая и
записывая от стариков, сохранившиеся в их
памяти перлы народного творчества. В
Богучаре Воронежской области родился
Александр Николаевич Афанасьев,
который очень много сделал для русской
культуры. Он собрал
огромную коллекцию русских сказок, написал
замечательный труд «Поэтические воззрения
славян на природу». Афанасьев
– автор большого количества статей о
многих русских писателях, публикатор
статей и писем А.С Пушкина. Он был известным
этнографом, написавшим ряд работ о домовых,
ведьмах, колдовстве, древнерусских
языческих преданиях. В
отличие от сказок, былин, пословиц, которые
являются «долговременными снарядами» и
рассчитаны на длительное использование в
арсенале русского языка, частушки – это «оружие
ближнего боя». Они быстро откликаются на
какие-то текущие события и часто быстро
умирают. С этим связано и то, что в частушках
нередко используются самые простые приёмы
стихосложения. Часто не выдержаны размеры
стиха, отсутствуют некоторые рифмы и т.д.
Принято считать, что авторами частушек
является народ, хотя, очевидно,
исходным материалом частушек является
произведение, написанное одним автором.
Роль народа заключается в шлифовке и
отбраковывании неудачных и отслуживших
образцов. В принципе, частушку может
написать почти кто угодно. Достаточно
наличия у человека минимального чувства
ритма и слуха, и
любви к русскому языку. Аудитория
слушателей частушек – это
всевозможные праздники, свадьбы,
застолья. В старых русских деревнях эти
праздники проходили на деревенских дворах,
улицах, где под гармошку или баян какой-нибудь
молодой парень или девушка громко исполнял
частушки. Иногда
добрые, иногда злые, иногда приличные,
иногда солёные. Либо про
какие-нибудь деревенские события, либо
про какую-нибудь местную знаменитость.
Иногда частушки затрагивали и
международные политические дела и крупных
общеизвестных личностей. В
"Википедии" о частушках написано
следующее: Частушка – фольклорный жанр,
короткая русская народная песня (четверостишие),
юмористического содержания, исполняемая в
быстром темпе. По предположению А.А.Шахматова
название
частушки происходит от глагола «частить»
со значением «говорить быстро, под лад
частых тактов музыки»; другая
интерпретация мотивированности названия —
«то, что часто повторяют». Особенное
развитие изустное творчество получает в
областях, запрещённых цензурой. В
предсоветскую эпоху к таким темам
относилась религия. В эпоху СССР
большинство частушек имело острую
политическую или сексуальную
направленность; многие содержали
ненормативную лексику. Текст
частушки — обычно четверостишие,
написанное хореем,
в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда
перекрестно рифмуются все строки).
Характерной чертой языка частушки является
его выразительность и богатство языковых
средств, часто выходящее за рамки литературного
языка. Частушка часто исполняется под
аккомпанемент гармони или балалайки. По
теме частушки можно разделить на любовно-бытовые
и «общественно-политические». Часто они
переплетаются между собой. «Любовно-бытовые»
обычно деревенско-колхозные будни. «Общественно-политическим»
присуще сатирическое изображение
жизненных условий. В годы советской власти
поводом для частушек служила советская пропаганда. Во
многих частушках демонстрировалось общее
народное равнодушие ко всем пертурбациям в
стране — в противовес навязываемой
политической активности. Иногда в
частушках отражались текущие новости.
Некоторые частушки являлись моментальной
меткой реакцией на злободневные темы.
Частушки сочиняли все — и взрослые и
дети. Приведу
примеры достаточно известных частушек на
самые разные темы: *
* * Девки по лесу гуляли, *
* * В нашем саде в самом
заде *
* * Мы Воронежски девчата, *
* * С
неба звёздочка упала Прямо
милому в штаны. Хоть
бы всё там разорвала, Лишь
бы не было войны. *
* * Мелкий
дождик моросит, *
* * Что-то
стали пятки зябнуть - И
моё добавление: Я
на Стихире несколько раз устраивал
частушечные марафоны, в которых принимали
участие многие мои друзья. Мне кажется, что
написанные нами главным образом экспромты
довольно интересны.
* * *
*
* * Гимнописец
умер главный, *
* * Я
стишки ни в склад, ни в лад *
* * Графоман
в углу дерёт *
* *
*
* * Голосуй
– не голосуй – *
* * Аты-баты!
Всё ништяк! *
* * Дед
надел свой малахай, *
* *
*
* *
*
* * *
* * *
* * *
* * Ветер
по двору гуляет,
Пёстрый дятел тут
стучал,
Карбюратор - не вопрос,
Ветер воет в чистом поле.
Что
ты руки распускаешь?! Литературная критика и публицистика @ ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ И СЛОВЕСНОСТИ - №4. - апрель. - 2014 Послать рукопись, сообщение, комментарий
|
©2002. Designed by KlavdiiОбратная связь: klavdii@yandex.ru
|