Андрей  Клавдиевич  Углицких:  Журнал  литературной  критики и словесности    

ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ 

И СЛОВЕСНОСТИ

основан в декабре 2001 года

Главная страница

Новости

Содержание Проза

Поэзия

Критика и публицистика

Журнальные обзоры

Обратная связь

Наши авторы

 

Блоги писателя А.Углицких:

 

"Андрей Углицких в Живом Журнале"

 

"Писатель Андрей Углицких"

 

"Андрей Углицких в Русском журнальном зале"

 

"Андрей Углицких на Lib.Ru"

Наши друзья:

 

 

Илья ГУБИН (Пермь)

 

КАКАЯ СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА?

"МАРШРУТКА" АЛЕКСАНДРА ЮГОВА

 

 

 

 

 

Современная драматургия – это сложный многосторонне развивающийся процесс: пьесы современных драматургов органично вписываются в репертуары многих театров России и ближнего зарубежья; без обращения к драматургии не обходятся выпуски «толстых» литературных журналов: «Урал», «Вещь», «Новое литературное обозрение» и др., а в литературном процессе драматургия становится одним из наиболее востребованных родов литературы. Свидетельством этого служат многочисленные конкурсы и фестивали современной драматургии («Любимовка», «Евразия», «Дебют» и др.), а так же театральные фестивали, предметом внимания которых становятся  новые тенденции отечественной драматургии конца XX – начала XXI вв. («Реальный театр», «Коляда-Plays», «Текстура»  и др.). Немаловажную роль в становлении востребованности драматургии, как одного из ведущих родов литературы, сыграл процесс развития творческих объединений и школ. Одним из таких объединений выступает «уральская школа драматургии» Н. Коляды. Учениками Николая Коляды в разные годы были известные сейчас драматурги: Василий Сигарев, Анна Батурина, Ярослава Пулинович, Олег Богаев и наш земляк Александр Югов, на материале творчества которого и выполнено данное исследование.

Александр Югов – коренной пермяк, родился в Перми в 1977 году, в 2001 – окончил Пермский институт искусства и культуры, в 2010 – Екатеринбургский театральный институт по курсу «Литературное творчество». Пьесы А.Югова печатались в журналах: «Мы», «Урал», «Современная драматургия», «Вещь», а так же в сборниках пьес уральских драматургов «Театр в бойлерной» и «За линией», которые выпускает Николай Коляда [1]. Сегодня пьесы Александра Югова – порядка 15 произведений – активно начинают ставиться в России. Этот факт не является случайным. Творчество Александра Югова отлично вписывается в современный литературный и социальный контекст ввиду того, что проблематика его пьес базируется на остро-социальных проблемах наших дней, которой, например, является проблема зависимости современных детей от социальных сетей.  Однако есть среди творчества Александра Югова и произведения, в основу которых положены проблемы вневременного толка (любовь, одиночество, тоска по былому, поиск смысла жизни), одной из таких пьес является «Маршрутка».

В фокусе пьесы жизненный путь (судьба, маршрут) кондуктора желтого маршрутного такси «Чэ Пэ Иванова Романа Сергеевича» [2] Васькиной Галины Олеговны. Героиня пьесы из разряда тех, про которых говорят, что на ее долю выпала судьба нелегкая – «Сыновей убили. По пьянке у обоих получилось.…» [2], мужа Васю «машиной сшибило» [2]. Однако такая судьба выпала не только на долю Гали, но и на многие людские судьбы – «Все хорошо было. Только вдруг, что-то в жизни резко переменилось, и начали резко все в городе помирать» [2]. Спасение от города, где «кто-то делает моторы для самолетов, которые всё падают и падают на наши грешные головушки» можно найти в желтом маршрутном такси с символичным номером 777.  Если обратиться к популярной сейчас нумерологии, то мы можем выяснить, что число 777 - это тройное совершенство, гармония [3], подтверждение этому мы находим и в тексте пьесы: «Чисто. Сухо. На окошечках – веселенькие занавески, аккуратные, рукой мастера сшитые, они сразу создают уют какой-то.… Все сидения закрыты белыми чехлами. Чехлы – не белые, а белоснежные!» [2]; «В ЧП Иванова – тепло и уютно, у нас как у вас дома»; «у нас тепло, как у вас дома» [2]; «Вот, оно, моё счастье. Здесь» [2]. Это место гармонии в первую очередь для Галины, которая сама скажет: «на работе я как дома – хорошо здесь» [2]. В данном контексте выражение «как дома», которое неоднократно повторяется в описании маршрутного такси, можно однозначно считать, как место полной идиллии и гармонии. Однако маршрутка – это и место спасения социума во время, когда кафе «Рябинушка» превращается в ресторан «Чёрная дыра», во время начала падения в эту самую дыру, бездну, во время, когда знаменитое «Но жить в эту пору прекрасную, не придется ни мне, ни тебе», звучащее из уст Гали, напоминает крик радости. Маршрутка – это то самое место, где тебе не только скажут: «Подумаем вместе и решим ваш насущный и жизненно важный вопрос», но и попытаются решить этот насущный и жизненно важный вопрос.

Весьма интересен и сам маршрут, который проходит маршрутка. С первых страниц пьесы мы понимаем, что место действия пьесы это не просто типовая маршрутка, а это маршрутка, едущая по Перми. На это нам указывают разные топонимы, которые возникают в тексте: «Следующая остановка «Проспект Декабристов», потом будет «Сквер Уральских добровольцев» [2]; «В нашем городе есть много площадей.… Какие именно? М-м-м-м-м.... А я вам назову, вот, к примеру: Карла Маркса, Октябрьская, Комсомольская, 1905-го года, Красная площадь, кстати, даже есть, если на 364-ом маршруте в сторону Хладокомбината ехать» [2]. Возникают в тексте и городские объекты, которые автор пытается завуалировать, дабы уйти от прямой номинации, однако и они легко считываются – «Так вот, я хожу в кружок при «Театре третьего этажа». Да, так и называется этот театр – «Театр третьего этажа»!» [2] - в этом «театре третьего этажа» скрывается пермский молодежный театр «Новая драма», который действительно располагается на третьем этаже дворца творчества юных.

В итоге, сложив все части мозаики, виртуозно выложенной автором Александром Юговым, мы  понимаем, что главная ценность Перми – это ее люди, которые не могут ужиться с новым обликом Перми, с городом не «Рябинушек», а «Чёрных дыр», мы понимаем, что сейчас люди ждут нового «сигнала светофора», ждут сигнала к новой жизни – не случайно маршрутка 777 заканчивает свой путь у кафе с символичны названием «Светофор», возле которого вдруг «все разом погасли огоньки. И через мгновение уже все три цвета стали перемигиваться, как ёлочная гирлянда…» [2], не случайно маршрутка сворачивает с пути к «25 октября» - время «Октября» уже позади, сейчас людям остается только ждать нового сигнала, нового знака и спасаться, спасаться в «желтом маршрутном такси 777» [2]. 

 

Литература

 

1.      Электронная энциклопедия «Литература Пермского края XXI века»/ Ю.Ю.Даниленко рук. проекта. [Электронный ресурс] – Пермь, ПГГПУ 2013.

2.      Александр Югов. Маршрутка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.theatre-library.ru/files/yu/yugov/yugov_7.doc (Дата обращения: 3.09.2013)

3.      Интернет-сайт «Роза мира» [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://rozamira.ucoz.ru/publ/numerologija/chisla/chislo_777/41-1-0-1708 (Дата обращения: 19.09.2013)

 

Информация об авторе:

Губин Илья Андреевич – главный редактор Интернет-газеты «Logos» (http://logos-perm.wix.com/logos). Постоянный автор Журнала литературной критики и словесности: ""Никому не известен твой путь: мотив зеркала в образе Маргариты в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита""

 

 

 

Литературная критика и публицистика @ ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ И

 

СЛОВЕСНОСТИ. - №1 (январь) 2014 года 

 

Послать рукопись, сообщение, комментарий

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

 

 

  

©2002. Designed by Klavdii
Обратная связь:  klavdii@yandex.ru
Последнее обновление: января 02, 2014.