…Блестящий рисовальщик-карикатурист, Жюль Паскин (1885-1930) остался в истории искусства автором выразительных и точных портретов («Турецкая семья», 1907, «Эрмина в голубой шляпе», 1918; «Потрет Мими Лоран», 1927-28), смелых и, вместе с тем, поэтичных акварелей и пастелей ню («Спящая Венера», 1927), моделями которых чаще всего служили проститутки. Его собственный прочувствованный портрет оставил Э.Хемингуэй в книге «Праздник, который всегда с тобой». Википедия-свободная энциклопедия
«Обнаженная хрюшка в зеленой шляпе», 1924
Анна Кеффелек
(Париж)
ПАСКИН
2 июня 1930 года,размазав красное пальцем по стене, раздраженно повесился художник Паскин.
Посмаковал и смерть, в то время как при жизни в основном забавлялся самой жизнью. Начал смолоду, замечательной сатирой в немецкий журнал, а потом, конечно, поспешил в Париж, где эпатировал на Монпарнассе и Монмартре, рисовал проституток и вел бесстыжий образ жизни.
И был он замечательным художником.
Фав(н)ист и сатир, находчивости красок которого позавидовал бы сам Матисс, Паскин ставит свое кривое зеркало к любому закоулку реальности. Шероховатости на полотне гармонируют с шероховатостями смысла. Женщины на картинах Паскина несовершенны, часто почти уродливы. Но они возбуждают, как возбуждает жизнь, порок, недостатки.
Он идет дальше. То, что обыватель называет развратом, смотрит с картин Паскина какой-то удивительно спокойной обыденностью. Маловыразительные лица живут мастерски запечатленными движениями тел, точностью передачи линий, почти пугая фотографической правдивостью в своей диспропорциональности.
Он постоянно сталкивает крайности потому что ему так хочется и у него это хорошо получается. Jeune garçon – детство умирает в широких скулах, мужественном мускулистом теле. Bagarre доводит человеческий облик до звериного. Старухи с юношами, бледные девицы с краснощекими толстушками, женщины с мужскими членами… И как каждый настоящий художник, Паскин оставляет выбор решать, что написано, а что спрятано.
И если в каком-то болезненном ассоциативном ряду моего мозга Кандинский звенит, Магритт дышит, а Миро моргает, то Паскин несомненно пахнет. Запах духов или крепкого пота просачивается наружу также, как чувствуется дуновение гаванского ветерка и спертый воздух Туниса, которым тоже посвящено немало картин, где контуры часто отчетливы, краски мягки, движения сдержанны. Здесь тоже многолюдно, но, в отличие от парижских увеселительных заведений, жизнь проста, красива, достойна и доступна.
Рисовал он просто так, « ловил момент», наслаждался спонтанностью,« не для выставок», которые, однако, имели место; и все же явно не мог смириться с тем, что не занимал в том парижском мире достаточно яркую нишу.Известен же был также своей эксцентричностью и кутежом, и праведные критики конечно же улавливают в этом момент истины: фрустрация, попытка забвения и.т.д, которые в конечном итоге и привели его к самоубийству.
Другие говорят о двух женщинах, невыносимости любви до помешательства, третьи трещат: « Он говорил, что хочет умереть поприкольнее»…А он ходит себе по черно-белому Парижу, усмехается и в ус не дует.
Об авторе: Анна Кеффелек закончила Воронежский Государственный университет, факультет романо-германской филологии, в настоящее время работает над кандидатской диссертацией, посвященной проблемам коммуникативной неприкосновенности личности, сотрудничает с университетским журналом «Коммуникативные исследования». Живет в Париже.