Анна Кеффелек (Париж): «Паскин», эссе

…Блестящий рисовальщик-карикатурист, Жюль Паскин (1885-1930)  остался в истории искусства автором выразительных и точных портретов («Турецкая семья», 1907, «Эрмина в голубой шляпе», 1918; «Потрет Мими Лоран», 1927-28), смелых и, вместе с тем, поэтичных акварелей и пастелей ню («Спящая Венера», 1927), моделями которых чаще всего служили проститутки. Его собственный прочувствованный портрет оставил Э.Хемингуэй в книге «Праздник, который всегда с тобой». Википедия-свободная энциклопедия

 «Обнаженная хрюшка в зеленой шляпе», 1924

Анна Кеффелек

(Париж)

ПАСКИН

2 июня 1930 года,размазав красное пальцем по стене, раздраженно повесился художник Паскин.

Посмаковал и смерть, в то время как при жизни в основном забавлялся самой жизнью. Начал смолоду, замечательной сатирой в немецкий журнал, а потом, конечно, поспешил в Париж, где эпатировал на Монпарнассе и Монмартре, рисовал проституток и вел бесстыжий образ жизни.

 

И был он замечательным художником.

 

Фав(н)ист и сатир, находчивости красок которого позавидовал бы сам Матисс, Паскин ставит свое кривое зеркало к любому закоулку реальности. Шероховатости на полотне гармонируют с шероховатостями смысла. Женщины на картинах Паскина несовершенны, часто почти уродливы. Но они возбуждают, как возбуждает жизнь, порок, недостатки.

Он идет дальше. То, что обыватель называет развратом, смотрит с картин Паскина какой-то удивительно спокойной обыденностью. Маловыразительные лица живут мастерски запечатленными движениями тел, точностью передачи линий, почти пугая фотографической правдивостью в своей диспропорциональности.

Он постоянно сталкивает крайности потому что ему так хочется и у него это хорошо получается. Jeune garçon – детство умирает в широких скулах, мужественном мускулистом теле. Bagarre доводит человеческий облик до звериного. Старухи с юношами, бледные девицы с краснощекими толстушками, женщины с мужскими членами… И как каждый настоящий художник, Паскин оставляет выбор решать, что написано, а что спрятано.

И если в каком-то болезненном ассоциативном ряду моего мозга Кандинский звенит, Магритт дышит, а Миро моргает, то Паскин несомненно пахнет. Запах духов или крепкого пота просачивается наружу также, как чувствуется дуновение гаванского ветерка и спертый воздух Туниса, которым тоже посвящено немало картин, где контуры часто отчетливы, краски мягки, движения сдержанны. Здесь тоже многолюдно, но, в отличие от парижских увеселительных заведений, жизнь проста, красива, достойна и доступна.

Рисовал он просто так, « ловил момент», наслаждался спонтанностью,« не для выставок», которые, однако, имели место; и все же явно не мог смириться с тем, что не занимал в том парижском мире достаточно яркую нишу.Известен же был также своей эксцентричностью и кутежом, и праведные критики конечно же улавливают в этом момент истины: фрустрация, попытка забвения и.т.д, которые в конечном итоге и привели его к самоубийству.

Другие говорят о двух женщинах, невыносимости любви до помешательства, третьи трещат: « Он говорил, что хочет умереть поприкольнее»…А он ходит себе по черно-белому Парижу, усмехается и в ус не дует.

Об авторе:  Анна Кеффелек закончила Воронежский Государственный университет, факультет романо-германской филологии, в настоящее время работает над кандидатской диссертацией, посвященной проблемам  коммуникативной неприкосновенности личности, сотрудничает с университетским журналом «Коммуникативные исследования». Живет в Париже.