Андрей Углицких
«ЛЬЕТСЯ ЖЕЛТЫЙ СВЕТ С ИКОНОСТАСА…»
Поэт и Время. Юрий Плосков (г.Павловский Посад Московской области)
Сюжеты для своих стихов Плосков не придумывает, а берет из жизни. Не поэтому ли возникает ощущение, что они и есть сама жизнь, в единстве и разности своей, синергизме и противоречивости?
***
«Льется желтый свет с иконостаса,
Падает в казенный быт пустой.
В пролежнях соломенных матрацев
Ко Всевышнему взывают старцы,
С робкою надеждой и тоской…»
Или:
Еще не ясен небосвод
Над ширью белого покрова,
Еще в пруду не тает лед…
И кажется, никто не ждет
Зеленого и голубого
Есть поэты – от Бога и есть – от черта, есть поэты – от удачи и есть – от судьбы. Плосков — из этих, самых не обласканных славой, последних. Ветеран-машинист не имеет филологического образования, хотя и тянется к Слову всю свою трудовую жизнь. Незнание того, что такое «пиррихий» и «пеон» приходится компенсировать ему тем, что у него в наличие, присутствует в нем сполна: знанием жизни, выстраданностью материала, точностью лирической интонации, отсутствием даже тени рисовки.
ДВА ПОРТРЕТА
Питались калиной-рябиной,
Сушили грибы про запас,
Счастливые две половины
С веселым сиянием глаз.
Лечились постом да молитвой,
И шли до последнего дня
По русским дорогам избитым,
Судьбу и Христа не кляня.
Застыли в бессмертной улыбке
Навеки, отец мой и мать.
И было бы грубой ошибкой
С унынием их поминать.
Может показаться, что в условиях нового резкого обострения классовых противоречий Плосков выступает в роли поэта – обличителя «верхов» и заступника угнетенной деревни. А что, собственно, еще остается делать, если «весь мир – разинутая пасть и хитроумнейшая снасть», человеку, который «врезается дедовской лопатой остервенело в клок земли» и «держит круговую оборону по всем фронтам»? Осознающему, со всей очевидностью, что «не туда пришел наш паровоз»? Ярость обманутого, выброшенного из жизни горожанина стучит в сердце уроженца Южного Урала, высекая из него резкие «некрасовские» искры:
***
Раньше не ответил бы я грубо
На вопрос обидный: «Почему же
Плачешь ты о деревенских срубах?
Деревянный быт: кому он нужен?
Городской ты или деревенский?..»
Черт возьми, откуда же мне знать:
Мой отец считал себя тюменским,
Мать учила лошадь запрягать.
А теперь бы я сказал, наверно,
Детям многолюдных площадей:
— Отдыхается легко в деревне
От кварталов красных фонарей.
К счастью, Юрий Борисович не пытается, подобно Некрасову, говорить от имени России, хотя и пытается говорить ее языком. И стихи его есть лишь посильное отражение эпохи, осмысление перелома, в них отчетливо слышен гул крушения старого, привычного, обжитого мира. Нельзя не заметить также, что в порывистости своей, тщете своей «выразить», «передать» и «донести», поэт по немалой части своих сочинений естественен и органичен. Настолько, что даже «неуклюжесть» многих его строчек и строф, природную «шероховатость» их, почему-то хочется назвать индивидуальной, «плосковской» манерой.
***
Так уж видимо, Богу угодно,
Ничего не поделаешь тут.
Так всегда было. И сегодня –
В России надеждой живут.
Но послушай, как шутят люди:
«Не умрем, хуже некуда быть!»
Просчитались потомки Иуды,
Строя планы Россию сгубить!
Плосков пластичен и привык двигаться к цели, используя минимум выразительных средств. Но оказывается и на таком «простом» пути тоже возможны поэтические открытия.
***
Вот уже и стынет слякоть,
На полях – синий иней.
Перестала осень плакать –
Засветился сумрак синий.
Хрустнул лед в морозный вечер,
Раскатился звонким эхом.
И опять хочу я встречи,
Новой встречи с первым снегом.
Герои произведений Плоскова не рефлексируют, а живут, не кокетничают, а действуют, они честны и по житейски мудры:
«Война — войной», свои — чужие,
А где теперь коварный враг?
Где комиссары боевые?..
Сниму, пардон, свои штаны я
И подниму, как белый флаг»
«Последний рубеж»
Много лет наш герой живет в Подмосковье, в древнерусском городке Павлове-Посаде, где:
За плетнями дома сутулятся
Скособочась, сгнивают совсем.
Деревенская тихая улица
С горделивым названьем шоссе
Но и здесь, в плену приземленно-земного (копошащихся у грядок старух, кур купающихся в золе) поэт ощущает, тем не менее, и дерзновенный порыв, и неразрывную связь с Космосом:
…Полуголые липы тянутся
К пролетающим облакам
В то же самое время, при всех достоинствах сочинений Ю.Б.Плоскова нельзя не сказать о том, что ему так и не удалось, по большому счету, создать собственной самобытной поэтической системы, выделяющей его из круга своих поэтических предшественников и современников, что стихи его слишком традиционны, что они не отмечены оригинальностью, обязательно присутствующей в творчестве выдающихся мастеров слова. Впрочем, стихи пишутся не «для того, чтобы…», а потому, что их нельзя не писать.