Алексей Курганов (Коломна, Моск.обл.). В стране невыученных уроков.

Алексей КУРГАНОВ (Коломна)

«Живу в подмосковной Коломне, много лет занимаюсь журналистикой и литературой. Имею  периодические литературные публикации в литературно-художественном издании «Коломенский альманах», сетевом литературном журнале «Новая литература», газетах «Грань» (Раменское), «Моя семья» (Москва), «Наша гавань» (Новая Зеландия). Разовые – в журналах «Молодая гвардия», «Воин России», «День и Ночь» (Красноярск), «Сельская новь», «Голос эпохи», «Природа и человек – 21 век», «Юный натуралист», «Северная Аврора» (Петербург), «Эдита-клуб» (Германия). Дипломант международных литературных конкурсов «Купель-2010» (Карелия) и «Вечная память-2010» (журнал «Сенатор», Москва). Неоднократный лауреат творческих конкурсов ГУВД Московской области».

В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ

(Нужны ли в школе уроки литературы?)

На днях узнал любопытные данные: оказывается, среднестатистический российский подросток за год причитывает всего 4-5 книг, в то время как т.н. «перечень обязательной литературы» для тех же школьников составляет сто книг. Делим сто на четыре или пять –получаем 20 – 25 лет. То есть, подросток одолеет этот список в лучшем случае годам к тридцати пяти. От этих показателей за версту несёт или, мягко говоря, лукавством, или, проще говоря, откровенной халтурой –непременно         спутницей всех наших вроде бы благих начинаний.

Хотя даже не в этой совершенно лукавой цифровой эквилибристике заключается главная беда. Главная — в «выдавливании» литературы из школьных программ: Вот мнение председателя Комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павла Пожигайло: « Литература — единственный предмет, который делает человека человеком. Именно она, а не история, где расставлено слишком много ловушек, способных завести не туда, куда надо. Сегодня же идет агрессивное вытеснение литературы из жизни школы. В результате мы получаем детей с экономическим образованием и знанием двух языков, которые после окончания школы уезжают из страны.».

Ну и правильно делают, что уезжают! Если нет влиятельных папы-мамы или какой другой «волосатой лапы», то бизнесом у нас заниматься бесполезно (сожрут!), поэтому надо «бечь». Что касается патриотизма, то он на пустом месте воспитаться не может. Для него нужна ПОЧВА – а где она? Правильно, в гуманитарных дисциплинах: истории, русском языке, отечественной литературе. А где он, это гуманитарный, как сейчас очень модно говорить, контент? Он в процессе сокращения. Два часа на литературу, да и ту сливают с русским языком. Зато будет три часа физкультуры, ОБЖ и непонятный предмет «Россия в мире». В результате получим подростков с незатейливыми мозгами, но зато во-о-о-т такими могучими бицепсами и загривками! Поневоле возникают вопрос: нужны ли стране думающие люди или она больше нуждается в отличниках по ОБЖ и «России в мире»? И отсюда следующий совершенно логичный вопрос: в мире ЧЕГО?

Так что вопрос «нужна ли нам литература?» сродни вопросу «кем лучше быть – умным или дураком?». Дураком, конечно лучше, потому что самому себе спокойнее, но, с другой стороны, совершенно неинтересно и даже скучно, когда на тебя постоянно пальцем показывают и говорят: вон, смотрите, дурак пошёл! От таких обидных постоянных оскорблений поневоле если не поумнеешь, то, по крайней мере, задумаешься.

Литературная критика и публицистика @ ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ И СЛОВЕСНОСТИ,  №1 (январь) 2012 г.