Алексей Ерофеев (Глазов,Удмуртия)
КРАТКИЙ КОММЕНТАРИИ К СТИХАМ В.ИВШИНА И О.СУВОРОВОЙ
Что может объединять двух поэтов?! Наверное, стиль, страсть к слаганию рифм, общий ритм.… В данном случае этих двоих, на мой взгляд, объединяет только одно – место жительства (провинциальный город Глазов) и, связанная с этим, малоизвестность. Всё остальное – различно. Остановимся на этом различиях подробнее…
Начнём с поэзии Василия Ившина. В ней, как мне кажется, автор пытался создать оригинальный символико-фантастический мир, в который можно погрузится с увлечением и страстью и который, тем не менее, по-своему правдоподобен. «Романтик с карими глазами, с улыбкой горькой на губах», как сам о себе написал Василий Ившин в одном из своих стихотворений, напрямую заявляет о том, что интересуется и прошлым, и будущим, что он – романтик, душа которого постоянно находится в полёте. Если исходить из моих знаний о личности самого автора и о его интересах – это всё чистая правда. Василий интересуется фэнтэзи и подтверждением этого может служить его стихотворение, которое может быть представлено, как отклик на одно из лучших произведений Евгения Гуляковского:
…Засыплен золотом песков
Покоишься в гранитной усыпальне,
Которая служила алтарем для греческих богов
Над тобою лазурное небо
Светит солнце, сжигая пески
Но сюда не проникнет луч света
Чтоб черноту от тебя отвести.
Ты умираешь часами и
Мгновенье ты живешь.
Но мужество что ты оставил
Пролетит сквозь века стрелой!..
А вот строки о смысле человеческой жизни. Точнее говоря, о смертности человека.
***
Из года в год,
Из века в век
Меняет землю человек
Приятелей, друзей, подруг…
Недолог его жизни круг.
Бессмертья в жизни он лишен
Не потому ли счастлив он?
Как свидетельствует вышеприведенный текст, автор его считает, что именно в непредсказуемости смерти, не вечности жизни – счастье человека. Поскольку именно это ощущение своей не вечности, краткости земного бытия, именно оно, заставляет человека дорожить каждым мигом своей жизни… Не знаю, стремится ли сам В.Ившин к какой-либо подобной цели, но уже желание дорожить своей драгоценной жизнью в любом случае достойно уважения. Также поэту не чуждо и восхищение природой, причём (что радует!) он не пытается привести какие-нибудь высопарные и банальные аргументы, а просто выражает своё восхищение всего лишь в четырёх простых строчках:
***
Иду по ржавому загару поля,
Вдали играет радугами лес
А впереди….
Развесив смех на вес
Салатовый торчит росток!
Или вот символические строки, посвящённые простому букету цветов:
***
Держу в руках искрящийся фейерверк цветов.
В них звезды отразили свою сущность,
Луна соткала им незримой паутинкой аромат,
И утренний туман в росинки заковал алмазы чувства!
Но при всём этом стихотворец всегда находится в поиске смысла жизни:
Вопрос
Читаю книги потому,
Что в них ищу ответ.
Ведь кто-то в детстве
Мне сказал, что в книгах – жизни свет
С тех пор почти ослеп я
Читая книги и статьи
Но где ответ не знаю до сих пор
На мой простой вопрос, зачем я здесь?
По иному, наверное, будут восприняты читателем стихотворения глазовчанки Ольги Суворовой. Во-первых, хочется отметить, что их техника далеко не идеальна и эти творения скорее можно отнести к ритмизованной прозе, нежели к чистой поэзии. К тому же основная их тематика – это неприятие окружающего мира, его негативных проявлений, и обусловленное этим, и во многом, естественное, наверное, желание автора, литератора, уйти от окружающей реальности. Однако и на этом скользком «нигилистическом» пути О.Суворова способна разглядеть простую «красоту» окружающего мира:
***
Безмолвные тени затишья
Замерли в травах полей
Серенькой маленькой мышью
Прошмыгнул ветерок меж стеблей.
Тема неприятия, а точнее, не лицеприятия современной действительности реализуется в стихах О.Суворовой очевидными протестными мотивами, не принимающими, впрочем, манифестного характера, нет, скорее, это лишь констатация очевидного, попытка разобраться в себе:
ГОРОД
Шатаюсь по улицам пьяного города,
В объятьях тоски и январского холода…
Безвременье наше – тяжелый недуг,
Реальность съедает друзей и подруг.
Кому-то до фени, что рушится мир,
Что вовсе не слышно в нем пушкинских лир.
Страдаю я, так, как страдают от голода,
От офонаревшего города…
Совершенно очевидно, что сквозь пафосно-напускную авторскую манеру, вопреки юношески-максималистскому «обличительству», все явственнее проступает, «просвечивает» в стихах О.Суворовой живой и неподдельный интерес к житейскому:
…Из окна на десятом
Окружающая рядом
Жизнь, весь этот мир смешной…
Хорошо, что он со мной!
И всё же хотелось бы лишний раз заметить автору этих строк – мир не так уж плох, как ей кажется. И каждый может найти в нём своё место. И я надеюсь, что и для Ольги когда-нибудь приоткроется дверь в счастье бытия. И в заключение хотелось бы также сказать о том, что в моей рецензии охвачены не все проблемы, освещённые в стихах юных провинциальных поэтов. Если читателю интересно, то он сам найдёт близкие по духу творения. Я же только слегка приоткрыл перед ним мир своих единомышленников. И надеюсь, что представленные мною и ими стихотворения найдут своих поклонников и будут оценены по достоинству.