Александр Лейфер (Омск). Остров невезения. (Печальные заметки по радостному поводу)

Александр ЛЕЙФЕР (Омск)

Журналист, писатель,  литературный критик 

ОСТРОВ НЕВЕЗЕНИЯ                                                                                 

( Печальные заметки по радостному поводу )

Русская литература существует исключительно по недосмотру начальства.

  М.Е.Салтыков-Щедрин

 

Весь покрытый «зеленью», абсолютно весь,

Остров Невезения за Уралом есть.

  Сибирская народная песня

В моей негромкой писательской биографии случился некий приятный момент – впервые напечатался в журнале «Литературный Омск» — органе Омской организации Союза писателей России. Там поместили моё небольшое автобиографически-краеведческое эссе( № 14-15, декабрь минувшего года).

Журнал красивый – цветная обложка, цветная вклейка с репродукциями картин местного художника, хорошая бумага, чёткий шрифт, профессионально выполненная вёрстка и корректор замечательный (лично с ней знаком – таких в наше полуграмотное время ещё поискать)…Подзаголовок у «Литературного Омска» тоже солидный – «Литературно-художественный и общественно –публицистический журнал». А главное – компания подобралась приятная : среди двадцати авторов данного номера «ЛО» есть люди, чьи имена известны не только в наших сибирских палестинах – например, прозаик Евгений Даниленко, поэты Марина Безденежных и Валентина Ерофеева-Тверская. Есть и талантливые молодые ребята, в частности, Дарья Серенко, чьё имя не раз упоминалось во время презентации журнала.

Был приглашён на эту презентацию и я. Проходила она в уютном зале Литературного музея имени Ф.М.Достоевского. Авторы журнала один за другим выходили на сцену, читали стихи, говорили друг другу приятные слова, хвалили редактора журнала Олега Клишина за продуманность в подборе материалов номера. Словом , радовались, как дети. Поэтому теперь мне даже как-то не хочется вспоминать собственное, почти что «бестактное» выступление, хотя , несмотря на всю его негативность, общую благостную атмосферу праздника оно не нарушило.

А говорил я о вещах всем вообщем-то   известных. О том, что периодичность журнала (один -! — номер в год) вызывает, мягко говоря, недоумение. О том, что в соседних   городах Екатеринбурге и Новосибирске аналогичные журналы «Урал» и «Сибирские огни» выходят ежемесячно, имеют штат сотрудников и гонорарный фонд. И тиражи у них не «домашние», как у «ЛО» ( 300 экземпляров, и это при отсутствии электронного варианта), а вполне по нынешним временам нормальные ( у « Сибогней», например, 1500, есть и подписка). Я загибал пальцы и перечислял литературные журналы Тюмени, Кемерова,Томска ,Красноярска и Иркутска, выходящие по шесть или в крайнем случае по четыре раза в год. Говорил, что наш Омск в смысле журнальном является каким-то печальным исключением, «островом Невезения» на обширной литературной карте Сибири, а такая периодичность – вообще своеобразный антирекорд Гиннесса. Но…

Но, когда я предложил понастойчивей поставить вопрос о дальнейшем развитии «Литературного Омска» перед начальством (учредитель журнала – Министерство культуры Омской области) , на меня замахали руками. В том смысле, что, мол, лучше не надо. А вдруг там обидятся, рассердятся да и то, что имеем , прикроют. При каком-нибудь новом витке мирового ( российского или регионального) экономического кризиса.

И, получив по три авторских экземпляра, мы, сфотографировавшись на память, с хорошим настроением разошлись по домам. Чтобы собраться …через год. Правда, в сильно изменившейся компании. Поскольку желающих напечататься в «ЛО» много – только в обеих омских писательских организациях более 80 человек, а ведь есть ещё и литобъединения, есть и просто отдельные, никакими литературными сообществами не «охваченные» талантливые авторы…

х х х

Вернувшись домой, я в силу вечной своей краеведческой занудности решил изучить ,так сказать, историю вопроса.

А начиналась невесёлая история омской литературной периодики блестяще . Началом этим, на мой взгляд, следует считать не несколько дореволюционных попыток выпускать в нашем городе периодические издания «общекультурного» плана и не эфемерные журнальчики периода Гражданской войны, а выход в 1921 году первого номера журнала «Искусство». «Журнал искусств, литературы и техники» — значилось на его титульном листе. Редакторами журнала были Александр Оленич-Гнененко и Георгий Вяткин . В «Искусстве» печатались, например,   прозаик и драматург Всеволод Иванов и поэт, переводчик, а в конце жизни и мемуарист Леонид Мартынов, оба стали впоследствии литературными фигурами   далеко не местного уровня. Публиковались в «Искусстве» Пётр Драверт, Антон Сорокин, Кондратий Урманов – их произведения тоже имеют сейчас не только историческое значение. Литературоведы и искусствоведы до сих пор не перестают удивляться и восхищаться широтой интересов этого журнала. Он помещал статьи не только о местных литераторах ,но и о Николае Некрасове, Александре Блоке, Уолте Уитмене , к 100-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского провёл дискуссию о его наследии. Здесь были напечатаны театральный обзор , этнографическое исследование об игрушке, статья о творчестве Айседоры Дункан, хроника литературной и культурной жизни не только Сибири, но и всей страны. Издание отличалось высокой полиграфической культурой, на его страницах были помещены десятки чёрно-белых иллюстраций, цветных вклеек. Журнал пригласил к сотрудничеству представителей «всех литературных и художественных школ и направлений», имел обширные планы, но его второй номер, вышедший в 1922 г., стал и последним. Местная газета «Рабочий путь» разъяснила потом, что случилось это в силу материальных причин.

А потом литературных журналов в Омске долгое время не было. Несколько выпусков «Омского альманаха» в конце 30-х и в первой половине 40-х годов погоды не сделали.

Показательна история и «Литературного Омска». Он начал выходить в 1953 г. под редакцией Марии Иоффе (Юрасовой). Но в 1957 г. после появления в «Омской правде» критической статьи «О требовательности в творчестве и литературных полуфабрикатах» его выпуск был приостановлен. А в 1959 г. вообще появилось постановление комиссии ЦК КПСС «О литературно-художественных альманахах», согласно которому подлежало закрытию большое количество местных литературных периодических изданий. Последний номер «Литературного Омска» вышел в 1960 г. Его возродили уже в наше время, в нынешнем виде «ЛО» выходит с 2001 года.

Говоря о местных литературных периодических изданиях, разумеется, нельзя не упомянуть о 14-ти выпусках альманаха «Иртыш», выпущенных в 90-х годах. Но и этот альманах то и дело лихорадило (цитирую «Энциклопедию Омской области») «из-за финансовых трудностей».

Помню, в разгар перестройки мой товарищ по писательской организации — кандидат филологических наук Сергей Поварцов пытался инициировать выпуск литературного журнала «Любинский проспект» — уже собирал материалы, заводил споры о концепции журнала, даже заказал художнику его обложку. Однажды, помню, привлёк меня и прозаика Михаила Малиновского к проходившему в здании Администрации Омской области совещанию, посвящённому финансированию нового издания. Кто-то ( профессор Л.Е.Еловиков -?) в тогдашней Администрации этот проект поддерживал. Но профессор вскоре из Администрации ушёл, и разговоры о новом журнале постепенно прекратились . Может, само название кому-то не понравилось (Любинским проспектом называлась у нас когда-то нынешняя главная улица Ленина)…

Некоторую роль в объединении литературных сил региона вносил и вносит орган нашей писательской организации ( т.е. регионального отделения Союза российских писателей) — альманах «Складчина» (35 разнокалиберных и нерегулярных выпусков за период с 1995 по 2010 год). Но и его существование целиком и полностью зависит от финансирования со стороны коммерческих (изредка и государственных) структур.

Таково прошлое и настоящее местной литературной периодики.

Как мы видим, для неё за девять десятков лет мало что изменилось. Один за другим приходили и уходили политические режимы. Злободневные лозунги менялись на ещё более злободневные, насущные задачи уступали место ещё более насущным. Неизменным оставалось одно: остаточный принцип, с которым «вертикаль власти» традиционно подходила и подходит в Омске к поддержке местных литературных сил. В этом смысле наш город продолжал и продолжает оставаться в Сибири литературным «островом Невезения». А в результате в разные годы разъезжались ( и разъезжаются до сих пор) во все стороны с иртышского берега талантливые писатели – в Москву (Леонид Мартынов, Виктор Утков, Марк Максимов, Владимир Пальчиков, Валерий Иванов, Михаил Колодинский, Алиса Поникаровская, Елена Мурашова, Нина Саранча, Дмитрий Исакжанов), в Петроград — Ленинград – С.-Петербург (Всеволод Иванов, Андрей Лядов, Катя Серебренникова, Иван Денисенко), в Новониколаевск — Новосибирск (Кондратий Урманов, Георгий Вяткин, Сергей Залыгин), в Ростов-на-Дону (Александр Оленич-Гнененко), в Пензу (Николай Почивалин), в Астрахань (Леонид Чашечников), в Алма-Ату (Павел Косенко), в Тюмень (Анатолий Васильев), в Свердловск (Василий Машин), в Калугу ( Марина Улыбышева), в Читу (Вильям Озолин) , в Курган (Иван Яган),в Челябинск (Ким Макаров), в Кемерово( Евсей Цейтлин), в Краснодар (Геннадий Морозов, Сергей Поварцов),в Бельгию (Степан Князев), в Германию (Михаил Симонов)… Список, как говорится, можно продолжить…

И не только из-за отсутствия журнала они уезжали и уезжают. Но и из-за того, что в нашем городе:

— нет Дома писателя (хотя, умирая в 1928 году, под него завещал собратьям по перу свой личный особняк на Лермонтовской улице Антон Сорокин, но чиновники отдали его под другие нужды). Недавно бывший писательский дом на Коммунистической улице, выделенный местным литераторам ещё при прежней власти, окончательно у них ( т.е. у наших коллег из СПР) отобрали и отдали его под …приёмную Президента РФ, срочно «переотнеся» здание с «политически неактульной» по своему названию улицы к соседней улице Певцова (ну, прямо, беда с этой топонимикой-!); а обе писательские организации продолжают ютиться по чужим углам, и это в то время, как Дома литераторов имеются и в Екатеринбурге, и в Новосибирске, в Красноярске, Иркутске, Кемерово;

— писателям не оказывается никакой социальной поддержки ( в то время, как , например, в Кемерово существуют 37 писательских стипендий для престарелых, больных и одиноких , а в Орле такую помощь получают абсолютно все писатели);

— издание книг местных авторов поддерживается в гомеопатических дозах, но зато миллионы бюджетных денег уходят в Омске на издание шикарных многотомных собраний сочинений классиков – Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина, мастеров мировой детской литературы. Местные писатели мрачно шутят по этому поводу, кивая на дом Правительства Омской области и повторяя пушкинскую строку: «Они любить умеют только мёртвых».

х х х

По случайному совпадению, придя домой с   презентации «Литературного Омска», обнаружил в электронной почте присланный друзьями проект долгожданного   федерального Закона «О гарантиях творческой деятельности в сфере литературы и искусства в Российской Федерации». Разослал его коллегам по городам и весям. Будем читать и обсуждать – на осень, вроде бы, намечается первое чтение этого Закона в Государственной Думе.

А вдруг   этот Закон, который, если я правильно информирован, дважды уже отклонялся, на этот раз будет принят, и рано или поздно его благотворные волны омоют берега и нашего «острова»?..

Критика и публицистика@ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ И СЛОВЕСНОСТИ, №6 (июнь) 2011.