Александр Балтин (Москва). Краски истории

Постоянный автор нашего журнала Александр Балтин — член Союза писателей Москвы, автор 18-ти поэтических книг, свыше 190 публикаций в 68 изданиях России, Украины, Белоруси, Италии, Польши, США, лауреат международных поэтических конкурсов. Стихи переведены на итальянский и польский языки.

Александр БАЛТИН (Москва)

КРАСКИ ИСТОРИИ

С любой точки города видно море, виден порт, переливающийся разноцветно на солнце и тройной ряд красивых каменных строений, сквозь огромные арки которых проплывают суда.

Медиатории украшены славными статуями, и мудрецы, сутками погружённые в себя, парят над полом.

Библиотеки, где в мудрой тишине хранятся вечные свитки…

Какие у нас поэты!

И плывут и плывут корабли…

Наш остров будет выдернут с нежным, жизнь питающим корнем, но никто не знает об этом — ни философ, задумавшийся в книжной лавке, ни загулявший в харчевне поэт, ни женщина на балконе, ни я — аскет, слагающий эти строки…

 

Кресты трепыхались на флагах;

Ветер, менявший конфигурацию ткани, был резок порой.

Шли и  шли…Мелькали селенья, леса, дороги; ночью костры метались рыжими хвостами. Шли и шли; Константинополь восстал однажды утром в грандиозной пышности тысяч куполов и могучих стен…

Я не помню, что было дальше, я, возвращающийся домой, игравший в шахматы со смертью, нагруженный плачевным опытом и кажется всё же живой…

 

Пахавший землю видел летящих людей; он видел, как один из них, издавший громкий, режущий воздух крик, стал падать, и падал и падал, пока не исчез в зеленоватой воде…

Человекобык в это время, уставший от собственного аппетита, от своей двойной кровожадной сущности, жадно ждал избавителя с обоюдоострым мечом…

А Геркулес пирует у Адмета, не зная о горе, постигшем друга…

 

Тяжело ли тебе быть иезуитом?

Аскет с суровым лицом — Лойола — три дня работает мальчиком при кухне.

Сложные шифры секретных бумаг — но это много после, когда основатель ордена уже уйдёт.

Закорючки истории.

Пышность Ватикана.

Лабиринты моих прошлых жизней, мерцающих в тишине одиночества.

 

Ходили слухи, что землетрясение — гнев Посейдона — уничтожило колоссальную статую. Купец Стафир, бывавший по торговым делам в разных концах земли, вспоминал, как у ног Гелиоса — этого колосса при входе в порт, играли мальчишки, и каждый был меньше одного пальца статуи…

Царица любуется ярусами садов — текущих, играющих зелёным златом и богатством цветов — драгоценных каменьев; а Мавзол ежедневно бывает на строительстве собственной усыпальницы.

Герострат, изъеденный тщеславием, уже готов нести смертный огонь; а статуя Зевса медленно одевается усилиями мудрых мастеров в панцирь из слоновой кости.

И где-то растут — неспешно, трудно — гигантские усыпальницы таинственных царей.

 

СОВЕТСКИЙ РАЙ, СОВЕТСКИЙ АД

(стихотворение в прозе)

Брежнев по телевизору не то жуёт, не то говорит что-то…

Везде Брежнев, Брежнев; газеты — овеществлённая фальшь.

-Бровеносец зашёл в потёмки!

Словесные вихры анекдотов на кухнях и алкогольное море.

Бессчётные коробки НИИ. Контор, складов, баз; Вавилон волокиты, царство папок, столярный рай.

Летом — в Сочи, в Адлер, в Анапу; и поезд, извиваясь змеёй, раскрывает просторы Родины, и мощнотело встают леса, а облака поют, и вот — морское-песочное-жаркое лето, и белый город на горах. Черешня чернеет красным, а абрикосы сладкие, как мёд.

Пробовали маринованных мидий?

По телевизору снова Брежнев.

Дачные массивы, шестисоточный мир, хлипкие дощатые домики. Зато — гряды капусты, и каждый кочан с человеческую голову; шатры крыжовника и смородины, стены малинника.

Русская провинция изменилась мало — обкомы только мешают. А так — нечто кривоовражистое со старинными церквями, закрытыми по большей части; нечто уютное, щемяще-милое — с бабушкиными пирогами.

Школы бред. НВП — и автоматы с облупившейся краской. Ненавистная форма, тупые линейки, маршевый треск…

Газетные передовицы.

Детский рай. Взрослый ад.

-Сегодня в бассейн поведёшь ребёнка ты! — муж в ответ закуривает.

Империя, построенная на ложных принципах.

Империя, чьи осколки засели в наших душах.

 

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ПАРК

(стихотворение в прозе)

Голые чёрные ветви сплетаются в своеобразную вуаль, и сквозь неё дама с зонтиком,

Украшающая фонтан, кажется загадочной и элегантной… Широкое стекло окон кафешки слишком противоречит мощи желтостенного собора. Почему собор в парке?

Аттракционы бездействуют, вырастают из синеватых сугробов подобно загадочным конструкциям сюрреализма…

По дороге, относительно прямой выходишь к смотровой площадке — сине-серая замёрзшая река  мирно дремлет, и лес противоположного берега широк, могуч, заснежен…

 

ЛАВКА СТАРЬЁВЩИКА

(стихотворение в прозе)

Лавка старьёвщика предлагает потрёпанные золотые карты. Сражение при  Фермопилах? Пожалуйста. Ржавые наконечники стрел.

Какие-то свитки, густо испещрённые значками чьих-то жизней.

Или свитки, свешивающиеся с полок, как языки.

История — лавка старьёвщика.

 

ДЕТСКИЙ САД

(стихотворение в прозе)

Помнится что-то от детского сада?

Ленивые тени в песочнице, и большой деревянный паровоз, наполовину зарытый в песок. Узор ковра — узор близок и дан сквозь слёзы: опыт — обида. Узкие вертикальные шкафчики, хранящие вещи детей.

Где теперь всё это?

Будто пальцами касаешься клавиш, а звука нет…

 

ОЩУЩЕНИЕ ОСЕНИ

(стихотворение в прозе)

Ощущение осени сходилось с огоньками такси, с нежными городскими дождями, охотно видоизменявшими барокко листвы, с широкими окнами кафе, где за уютными столиками пили кофе с коньяком. Мечтать о любви было занятней, чем завести роман — банальность последнего свела бы на нет роскошное ощущение одиночества, сквозное чувство бесприютности, и нечто юношеское, что отзывалось в душе полуоторванным от забора железным листом…

 

ПОСЛЕДНИЙ РАЗ

(стихотворение в прозе)

Вход в кинотеатр со двора — уютного московского дворика, где барокко листвы чудесно, а смуглые охапки у парабрика шуршат как-то особенно мило.

В кино — от нечего делать — нечто американское, с действием, стрельбой, ибо осенняя хмарь уже отметила душу, и были грустно-свинцовые серые дожди, и сумерки теперь ранние, и город течёт, переливается огнями.

1988 год.

Видимо, тот раз был последним, когда я пошёл в кино.

 

МАКЕТ

(стихотворение в прозе)

Маленькая, под стеклом…крошечные молоточки, колбочки, тигли. Огонь из золочёной фольги.

В стеклянной коробке макет лаборатории Ломоносова в музее…Историческом, наверное. Ребёнок глядит и глядит, проедает глазами стекло, будто хочет проникнуть в сердце тайны.

 

КАЛУЖСКИЕ АССОЦИАЦИИ

(очерк)

Города входят в нашу кровь и плоть, также как мы входим в их улицы, часто изогнутые, как вены.

Как должен чувствовать себя москвич, чьи мама и жена из Калуги, который в сознательном возрасте крестился в этой же Калуге (и цветной полумрак высокого собора до сих пор слоится в мозгу новой немыслимой сферой), и где на Пятницком, среди теснения могил и зарослей крестов у него лежит много старших родственников?

Спускаясь и поднимаясь, ибо город, стремящийся к реке, нарушает принцип горизонтальности, блуждая по его бесконечным, переходящим один в другой переулкам — изучаю ли я город или постигаю себя? Вот мемориальная доска местному краеведу; а дом жёлт, стар, но, предполагаю, уютен, и тёплый быт его включает в себя лоскутные пёстрые одеяла, клетку с какой-нибудь птицей, а на окне стоят горшки с желтофиолью и бальзаминами. От этого дома пласты пространства, изломанные нагромождениями частных домов, приведут к реке, и, серая, с могучим, спокойным течением настраивает она душу на отстранённый от реальности лад.

Калуга космическая — вариант государственной помпезности, и иное дело — парк с могилой Циолковского в центре, парк зимой, и небо над ним затянуто густою сетью голых ветвей, и вороны грают, кружа в лепной небесной сини.

Или — панорама бора, что открывается от музея космонавтики, где, сидя на скамейке, вы следите за неспешным движением облаков, тенями меняющих окрас далёкого бора — от серо-стального до зеленовато-жёлтого.

А вот Воробьёвка с разбитым асфальтом и  старыми домами (вон тот — купеческий), с колонкой, растущей из асфальта будто огромный гриб; и скорость спуска соответствует стремительному крену улицы, выводящей к Оке.

Калужские старые проулки, где лениво-тигровые тени вяло колышутся на асфальте; дремотный лад жизни, не тронутой суетой.

Воистину, провинция способствует рождению мысли, медленному его вызреванию — недаром Чижевский и Циолковский так тесно были связаны с Калугой, и недаром нет ни одного русского классика, кто так или иначе не побывал бы тут…

 

ПАМЯТИ И. КАЛУГИНА

(очерк)

Маятник вкусовых предпочтений публики запущен смесью легкомыслия и желания развлекаться. По банальному стечению многих обстоятельств поэт, если раздумья его серьёзны, а цель — не самореклама и скандал, но следованье истине едва ли попадёт в амплитуду подобного маятника. То, что это случается иногда следствие посторонних явлений — изгнания, травли, государственной обструкции и проч., но никак не желания публики думать, чувствовать и сопереживать.

И вот поэт Игорь Калугин, чья поэзия взрывается золотым, цветным, пёстрым фейерверком, уходит в тень смерти, не снискав славы. Мысли о несправедливости беспокоят сознание читавшего и воспринимавшего искромётную явь его стихов. Но… что такое литературная несправедливость в сравненье с миллионами обездоленных, миллионами вообще безграмотных — им-то зачем стихи?

И что вообще за ценность представляют собой эти рифмованные строчки, если у нас 25 тыщ людей, претендующих на звание поэта? Думается, в этом корень зла, ибо поэзия, призванная создавать незримый физическим оком защитный слой человечеству, уничтожена тыщами крошечных способностей вкупе с мощными челюстями и сильными локтями, позволяющими прорваться в печать; ибо мысль как таковая изгнана из поэзии, а игра или псевдопатриотические берёзовые стоны, заменяют истинное зерно — а вернее: иррациональные золотые зёрна, из каких и должен возникнуть прозрачный защитный шатёр.

И вот Игорь Калугин не услышан, невостребованными остались ум и талант, созидавшие красоту,

ухает в небытие духовная кропотливая работа… и — на что же остаётся уповать?

На цветенье небесного сада, где ждут поэта с его песнями, ненужными земле?