Александр Абрамов (Москва). Россия — родина поэтов. Стихи

Александр АБРАМОВ (Москва)

Постоянный автор Журнала литературной критики и словесности

РОССИЯ — РОДИНА ПОЭТОВ

Пускай в России неумехи
нормальных джинсов не сошьют.
Смотреть на них нельзя без смеха,
и водки наши много пьют.

Зато мы – родина поэтов
И славны музыкой своей.
Она звучит везде по свету –
душа людей подвластна ей.

Мир покорить сумел Чайковский,
В Ла Скала наш Шаляпин пел.
А соловей наш —  Хворостовский!
Весь свет талант его узрел.

23 июня 2010 г.

 

На кладбище       

Спят могилы. Души дремлют.
Их покой я не нарушу.
Песне смерти буду внемлить,
Вой пурги я буду слушать.

Свисту ветра сладко внемлить.
Плач метели сладко слушать.
Заметает снегом землю,
Заметает снегом душу.

<1 декабря 1973>

Тишина в душе

Такая тишина в душе
смиряет и ласкает сердце.
Покой во всём,
над этой тишиною
летаю ангелом.
Не знаю
ни боли, ни тревоги.
Не надо
мне сейчас
ни ада и ни рая.
Над этой тишиной
я ангелом летаю.

12 апреля 2010 г.

*  *  *
Покой так важен для людей,
как молоко коровье.
Беги от спорщиков скорей,
чтоб сохранить здоровье.

17 августа 2010 г.

 

* * *
Дано напополам – и мрак, и свет.
Что ни найди ты – тотчас потеряешь.
То тишь и блажь, то суета сует.
То что-то ждешь, то что-то догоняешь.

Удачу, ужас, славу, дрожь погонь –
Все в жизни ты узнаешь постепенно.
Но пусть работа, хлеб, вода, огонь
С тобой пребудут вечно, неизменно.

<1968>

 

Каталог красоток

(шуточное стихотворение)

Для детей, из тех постарше,
вот красавицы на марше:

Мира Мисс наша Оксана
спать кладёт детишек рано.

Нету губ на свете боле,
чем у Анжелины Джоли.

Нет на свете лучше
Моники Белуччи.

Нравится по-прежнему
Всем нам Вера Брежнева.

С Гиром рядом красатуля –
Это дама – Робертс Юля.

Не пойду с тобой на бокс,
Посмотрю на Меган Фокс.

Как забыть на самом деле
нам Стефанию Сандрелли.

 

Что мы на Земле

Зачем я на Земле? – спрошу печально.
На то ответ всю жизнь упорно я искал.
Кем Бог меня задумал изначально?
Ну, почему он мне про это не сказал!

Обширен мир вокруг, устроен сложно.
Но значит ли в нём что-то человек один?
С песчинкой, капелькой сравниться должен
Тот, кто себя назвал природы господин.

Ан нет! Не зря в нас, видно, вложен разум,
Который может вглубь Вселенной заглянуть.
Окинуть будущее зорким взглядом,
Рассеять прошлого густую ложь и муть.

8 июня 2011 г.

 

Считалки для взрослых

Аты-баты, ёксель-моксель…
Борщ, котлеты, щи, компот.
Пёс кудлатый грязный мокнет.
Жизнь собачья —  псу под хвост.

Ёлки-палки, аты-баты…
Каша, кофе, чай, вино.
Загребай г… лопатой –
Жизнь – копейка, всё равно.

Ёксель-моксель, ёлки-палки…
Жемчуг в ж… не найдёшь!
Мне собак бездомных жалко
И котов, едрёна вошь!

Аты-баты, блин горелый…
Развелось везде б…
Я один такой несмелый
Средь порядочных людей.

27 апреля 2011 г.

*  *  *

Рондо с кремом.
Вальс-бостон.
Курс – налево,
румб – на сто.

Баба – с возу.
Конь – в пальто.
Ностра-коза –
нет, не то!

Нужен отдых,
слышишь свист?
Все — на воздух,
жарьте твист!

Лучше – соло.
Дайте щей.
Эта – сволочь,
та – вообще!

Бабам – слава!
Детям – чай.
Ты – направо,
ну, прощай!

31 июля 2010 г.

Страничка календаря: 21 января 2011 г.

21 января 1924 г. умер Ленин, обожествлённый образ которого десятки лет при Советской власти вдалбливался советской пропагандой как некий символ сверхчеловека, который только и думал, как сделать лучше нашу жизнь. Я в этой радужной картинке впервые засомневался, ещё будучи студентом и читая по необходимости Ленинскую публицистику. Я уже начал разбираться в стиле научной полемики и понимал, какой она должна быть. В Ленинской полемике меня поразила потрясающая грубость, неуважение к оппонентам, подмена аргументации хамскими оскорблениями. Это был первый звонок. Потом я, росший довольно в тепличных условиях семьи вузовских преподавателей, начал сталкиваться с реальностями окружающей нас жизни. Здесь большую роль сыграли поездки в колхоз на сельхозработы, куда тогда студентов регулярно посылали. Меня поразило, насколько эта жизнь расходилась с пропагандическими картинками из школьных учебников и речей наших вождей. Когда я стал работать самостоятельно, то я понял, что наша советская жизнь насквозь пропитана ложью. Речь Хрущёва на XX съезде партии окончательно развеяла все мои иллюзии.
Гласность открыла ранее недоступные документы и материалы, касающиеся той правды, как происходила реально революция 17 года, и что за этим последовало в стране. Я приведу некоторые высказывания писателей, которых я уважаю.
Куприн: «Ленин гораздо страшнее Нерона, Тиберия, Ивана Грозного, потому что всё-таки при своей жестокости это были живые люди, доступные колебаниям характера и капризам дня. А этот, как камень, который оторвался от утёса и мчится вниз по склону, стремительно уничтожая всё живое».
Ленин был фанатик. Он однажды сказал нечто такое, что пострашнее известного высказывания Мао Дзе Дуна. «Пусть 90% русского народа погибнет, лишь бы 10% дожили до мировой революции».
Далее я цитирую полемику Ивана Бунина с Гербертом Уэллсом:
В статьях Уэллса что ни строка, то ужас, — один вид Петербурга и его прохожих чего стоит! — а он только бессердечно элегичен; в его рассуждениях что ни слово, то перл, но он совсем не понимает, как жутки и даже кощунственны порою его смехотворные и наивные замечания: «да, там всюду ужас, смерть, непроглядная ночь, пустота погоста, но спичек, хризантем и пишущих машинок для борьбы с иностранными завоевателями — сколько угодно!» Он не понимает, что некоторые вещи не всегда удобно разглашать, некоторые мысли неловко выражать вслух. Помилуйте, чего только не врали ему о Совдепии, а вот он поехал — и ничего себе, свободно разгуливал, за 15 дней увидел в стране, занимающей часть земного шара, почти все… видел в гостях у Горького всемирно известного палача, который вовсе не кусается, а только «подавляет оппозицию» путем чрезвычайки, который дружит с Горьким (вообще снискавшим себе почет и доверие у палачей, очень, кстати сказать, идейных и честных), видел, говорю, этого палача, и он, представьте, дозволяет свободно спорить с собою этому самому Горькому, находящемуся, слава Богу, в добром здоровье и очень выросшему духовно… И, читая Уэллса, мне то и дело хотелось воскликнуть: «Ах, г. Уэллс, г. Уэллс!»
Вот он наблюдает и мыслит, руководимый своим Виргилием: «Развал небывалый, ужасающий; но ведь он не только есть, но и был, ибо Временное правительство не сумело заключить мира, и русский фронт покатился назад, — так что в чем же виноваты большевики?»
И дальше: «Среди всеобщей дезорганизации власть взяло коммунистическое правительство, для России единственно пригодное, хот в России не наберется и одного процента коммунистов»…
И мне очень хочется спросить: что это такое, г. Уэллс, — наивность, неосведомленность в том, что известно теперь даже детям, или что-нибудь другое?
Разве Временное правительство хотело, да только не смогло заключить мир? Развал нашего фронта разве не есть дело прежде всего большевиков и немцев? Разве не Ленин орал в Петербурге в апреле 17 года: «Да здравствует мир с немцами и — гражданская война, мировой пожар!»
Он, видите ли, совсем не хотел и не хочет шестой год длить войну, он пожалел Россию, — увидал всюду «трупы и дезорганизацию» и волей-неволей взял власть в свои руки, правда, «неуклюжие, кровавые», но единственно подходящие для России, и это империализм «ввергает ее в целый ряд субсидированных нападений и восстаний», а он решительно ни на кого не нападает, он против восстаний и субсидий (и особенно для некоторых английских газет)!
Но нет, г. Уэллс, дело было все-таки не совсем так: Ленины целую неделю громили Москву из пушек руками русских Каинов и пленных немцев, Ленины бешено клялись, захватывая власть: «Наша победа уже не даст подлой буржуазии сорвать Учредительное собрание, навсегда обеспечит вам мир, хлеб, свободу!» — и это Ленины штыками разогнали это самое Собрание, это они, вместо мира, стали тотчас же после захвата власти «ковать» красную армию «на бой со всем буржуазным миром до победного конца», это Ленины задушили в России малейшее свободное дыхание, они увеличили число русских трупов в сотни тысяч раз, они превратили лужи крови в моря крови, а богатейшую в мире страну народа, пусть темного, зыбкого, но все же великого, давшего на всех поприщах истинных гениев не меньше Англии, сделали голым погостом, юдолью смерти, слез, зубовного скрежета; это они затопили весь этот погост тысячами «подавляющих оппозицию» чрезвычаек, гаже, кровавее которых мир еще не знал институтов, это они, которым вы дерзаете противопоставлять «разбойников» Деникина и Врангеля, целых три года дробят черепа русской интеллигенции, они заточили в ногайский плен великих Павловых, это от них бежали все имевшие возможность бежать — ум, совесть, честь России, — это благодаря им тщетно вопил к христианской Европе покойный Андреев: «Спасите наши души!» — это при их ханской ставке из всех русских писателей осталось почти одно отребье их да ваш «приятель», скупающий на казенные деньги полуживые души и голодные животы русских интеллигентов дл этой подлой комедии с «энциклопедией» — в стране, несчастные, оплеванные, раздавленные сыны которой, точно выходцы загробного мира, дивятся вам, даже пугаются вас, «свободный, независимый» Уэллс, грозящий буржуазному миру, как и я когда-то грозил «господам из С.-Франциско»: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» — и не понимающий, что на этой бедной земле все-таки все познается, увы, по сравнению.

 

Мифология поэтических символов  

Мифология лежит в основе культуры и, в том числе, литературы. Россия воспринимала древнегреческую и древнеримскую мифологии двояко. Во-первых, через Византийство и через Христианство, а во-вторых, непосредственно с Запада. Раньше в России в учебных заведениях преподавали латынь и греческий язык. Поэтому поэты и прозаики XVII – XIX веков в отличие от писателей советского времени прекрасно ориентировались в легендах и сказаниях древнего мира. Мне хочется кратко представить некоторые такие мифы, связанные с понятиями и именами, имеющими отношение к поэзии. Более полные сведения любой желающий может получить из Интернета и, в частности, из Википедии, откуда взята значительная часть приводимого ниже материала.
Римляне, когда завоёвывали другие страны, часто перенимали мифы и богов у завоёванных народов. Поэтому мифы и боги древних греков, которые в культурном отношении были выше римлян,  оказались и у римлян, хотя и под другими именами. Гермес (в римской мифологии – Меркурий) был сыном нимфы гор Майи и великого Зевса (у римлян – Юпитер). Едва родившись, Гермес замыслил свою первую проделку. Выпрыгнув из пелёнок, он пробрался к выходу из грота, где его нянчила мать. У самого грота он увидел черепаху, поймал её и из щита черепахи и трёх веток сделал первую ЛИРУ, натянув на неё сладкозвучные струны. Спрятав лиру в гроте, он быстро, как ветер, помчался в Пиэрию. Там он похитил 15 коров у сребролукого Аполлона.
После долгих перипетий Аполлон с помощью Зевса заставил Гермеса отдать его коров. Пока Аполлон выгонял коров из пещеры, Гермес сел около неё на камень и заиграл на лире. Изумлённый Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру коров. С тех пор солнечный бог никогда не расставался с любимым инструментом. А Гермес изобрёл ещё свирель, любимый инструмент греческих пастухов.
Впрочем, по другой версии свирель или сирингу сделал впервые великий бог Пан. Сиринга (Сиринкс) — персонаж древнегреческой мифологии. Это Наяда из нонакринских гамадриад, дочь Ладона, речного бога из Аркадии, спутница Артемиды. В неё влюбился Пан и преследовал её, поэтому она превратилась в болотный тростник. Из тростника Пан сделал себе (многоствольную) флейту, отсюда пошла традиция называть такую флейту флейтой Пана или сирингой. Звук этой флейты напоминает жалобный стон бедной наяды, преследуемой Паном.
Лира же стала любимым инструментом поэтов, которые под её звуки обычно напевали свои лирические произведения.
По другой версии, Гермес подарил свою лиру близнецам Зету и Амфиону, правителям Фив, а те использовали ее при возведении городских стен: пока силач Зет, сопя от натуги и обливаясь потом, таскал каменные глыбы, его более искусный брат, не любивший особенно утруждать себя, наигрывал на лире, и тяжелые камни, повинуясь чарам волшебной музыки, сами собой укладывались в стену.
Орфей, самый выдающийся мифический певец и музыкант, столь виртуозно играл на лире, что творил с ее помощью еще и не такие чудеса. Стоило ему пробежаться пальцами по струнам, как вся природа замирала в восхищении: цветы, боясь пропустить хоть одну ноту, вытягивали к Орфею свои прекрасные венчики; кровожадные дикие звери превращались в сущих агнцев и следовали за ним по пятам; и даже стремительные реки, заслушавшись, застывали на месте. Однажды, проплывая вместе с аргонавтами мимо острова сирен, великий певец посрамил сладкоголосых хищных птиц своим искусством и тем самым спас товарищей от неминуемой гибели. Когда Эвридика, любимая жена Орфея, умерла от укуса ядовитой змеи, отважный музыкант, не раздумывая, отправился за ней в Царство Мертвых. Ужасный трехглавый пес Цербер беспрепятственно пропустил его туда: внимая чудесной музыке всеми шестью ушами, он семенил за Орфеем до самых палат Аида, словно комнатная собачонка. Представ пред грозным владыкой преисподней, несравненный музыкант дал такой концерт, что даже злобные эриннии зааплодировали от восторга, а растроганный до слез Аид согласился выполнить неслыханную просьбу певца — отпустить Эвридику в мир живых. Трагическую смерть Орфея, павшего впоследствии от рук безумных менад, оплакивала вся природа: звери, птицы, насекомые, растения и даже бесчувственные обычно камни. Божественную лиру Орфея унаследовал его лучший ученик Мусей, а после него — МУЗЫ:  Эрато – муза лирической поэзии  и Терпсихора – муза танца.
Лира дала жизнь термину «лирика». Для лирических произведений искусства, воспроизводящих глубокие человеческие переживания, характерны элементы чувственности, эмоциональности, взволнованности и задушевности. В античной поэзии лирическими назывались стихотворные произведения, исполнявшиеся под аккомпанемент лиры. Лирическая поэзия родилась из древних культовых гимнов и народных песен. У греков получили развитие сольная и хоровая лирика. К первому виду относятся: ямб, сколион, элегия и эпиграмма, а ко второму — дифирамб, гипорхема, пеаны (религиозные гимны) и энкомии (надгробные плачи). Александрийские филологи прославляли 9 гениальных лирических поэтов Эллады (по числу муз): Алкея, Алкмана, Анакреонта, Вакхилида, Ивика, Пиндара, Сапфо, Симонида и Стесихора.
В астрологии божественная семиструнная лира символизировала семь известных в древности планет, а двенадцатиструнная — небесный круг зодиака, состоящий из 12 знаков.
В эмблематике лира служит популярным символом творческого вдохновения. Золотая лира — отличительная эмблема поэтов, певцов и военных музыкантов, а в первые годы советской власти она являлась также эмблемой просвещения.
Интересно, что в словаре русских синонимов среди других синонимов слова Лира есть и такой синоним, как Муза.
Этимология греческого слова лира не выяснена, как не известно точно происхождение большинства слов. Согласно автору статьи «Лира» в Википедии: Лира — имя, появившееся у британцев («лира» — (брит.) богиня искусств). Поскольку слово lyre в неизменном виде присутствует в большинстве языков, имеющих индоевропейское происхождение, то можно предполагать существование такого корня в праиндоевропейском языке.
Лира была предшественницей кифары, арфы и гитары. Интересно, что все эти инструменты формой напоминают талию женщины, тем самым напоминая, что они, как и женщины, предназначены для услаждения мужчин да и самих женщин тоже.
ПЕГАС в древнегреческой мифологии — крылатый конь, любимец муз. По одной из версий, рожден горгоной Медузой от Посейдона. Выпрыгнул из туловища Медузы вместе со своим братом воином Хрисаором, после того как Персей отрубил ей голову. По другой версии, его породила попавшая на землю кровь Медузы.Поскольку конь родился у истоков Океана, его назвали Пегасом (греч. «бурное течение»). Летал с быстротой ветра. По преданию, имел стойло в Коринфе; жил в горах, большее время проводя на Парнасе в Фокиде и Геликоне в Беотии. Геликон, услаждаемый пением Муз, стал расти до неба, пока по воле Посейдона Пегас не ударил копытом в его вершину и остановил рост. Пегас ударом копыта о землю мог выбивать источники. Так, в частности, на горе Геликон у рощи Муз возник источник Гиппокрена (Ключ коня), из которого черпали вдохновение поэты. Для набора максимальной скорости перед взлетом, Пегасу требовалось сделать несколько шагов по земле.
По одному рассказу, Посейдон дал его своему сыну Беллерофонту. По другой версии, Беллерофонт поймал его на водопое у источника Пирена, после того как коня обещала ему Афина во сне и дала ему золотую уздечку, и он воздвиг алтарь Афине-Всаднице, Афине Халинитиде.
Благодаря Пегасу Беллерофонт смог с воздуха поразить из лука Химеру (другие мифы приписывают этот подвиг Персею), Пегас помогал герою в других подвигах до тех пор, пока тот не вознамерился достигнуть на крылатом коне неба (по другим версиям — взлететь на Олимп). Разгневанный святотатством Беллерофонта Зевс послал овода (или слепня), ужалившего Пегаса под хвост. Конь обезумел от боли и сбросил Беллерофонта вниз. Пегаса же Зевс подарил Эос. По другому рассказу, Беллерофонт пытался взлететь на небо, но взглянул вниз и от страха упал, Пегас же продолжил полет. Впоследствии Пегас доставлял Зевсу на Олимп громы и молнии от изготавливающего их Гефеста. Помещен на небосвод в виде созвездия Коня (однако у него нет крыльев), сейчас это созвездие называется Пегас.
Его статуи были в Коринфе. Тамплиеры помещали его на свой герб; он символизировал красноречие, славу и созерцание.
По мнению ученых XIX века, родившийся от смертоносного чудовища на краю света и вознесшийся на сверкающие вершины Олимпа Пегас является символом связи всего живого.
ПАРНАС — сын Посейдона и нимфы Клеодоры. Его именем была названа гора в Греции . Эта гора в Греции в древнегреческой мифологии — место пребывания Аполлона и муз, в античной и европейской культуре —символ поэзии, поэтического признания («занял место на литературном Парнасе», и т. п.)

Типа умные мысли

*  *  *

Всё, что тебе сейчас даётся даром,
приобретает ценность через много лет.
Да, только вот беда, что станешь старым,
и пользоваться ею времени уж нет.

15 мая 2010 г.

*  *  *

Чрез времена и расстоянья,
через барьеры чуждых языков
людей соединяют мысли.
Пусть даже говорят:
мысль изречённая есть ложь.

Фальшивых, ложных мыслей
и призрачных идей ловушки
подстерегают нас по жизни.

А искры вдохновенных мыслей,
идей, стремлений богоданных
людей толкают вверх.

4 марта 2010 г.

*  *  *
Стихи плохи, а мысли здравы,
Как камень ценный без оправы.

*  *  *
Мысль — примитив, а стих приличный.
Сработал, знать, поэт отличный.

12 февраля 2010 г.

*  *  *

Если в двадцать ума нет,
Верная примета –
Не открыть тебе планет
Ни в какие лета.

Если в тридцать холостой –
Не горюй, мужчина.
Карта ходит полосой,
Плакать нет причины.

Если в сорок ловок ты,
Строен сверху донизу.
То уж как тут ни крути –
Быть тебе Адонисом.

Если беден в пятьдесят,
То не рвись на части –
Люди правду говорят:
В деньгах мало счастья.

<1966>

*  *  *
Смех без причины —
Признак дурачины.
А унылый индивид
Он у всех во где… сидит.
Улыбайтесь близким людям,
И угодны всем мы будем.

19 февраля 2010 г.

*  *  *
Не страшно, что череп у мертвеца пуст,
Страшно, когда могилой разит из живых уст.
<1965>

Исповедь пессимиста

Есть у судьбы указующий перст –
Кто не работает – тот не ест.

День прошёл и снова темно,
Крутится проклятое веретено.

День за днём, только синь тоски –
Тоска и холод до гробовой доски.

<1965>

*  *  *

Констатируя мысль,
Не кастрируй смысл.
<1966>

*  *  *

Блуждая в электронной паутине,
Не заблудись и не увязни в тине.

15 сентября 2008г.

*  *  *

В своих скитаниях по свету,
По суше, по морскому дну.
Везде ищи свою планету.
Ее. Прекрасную. Одну.

Чужой успех … Пусть мчится мимо.
Вот жизнь твоя. Ее твори.
Она, она неповторима.
В ней день за днем твои, твои.

Пусть жизнь твоя, да будет ясной,
Зачем живешь и почему.
Простое только и прекрасно.
Стремись к нему, стремись к нему.

И будь ты сильный и плечистый,
И будь ты слабый и больной,
Любовь твоя, да будет чистой,
Взаимной, светлой и большой.

<1972>

 

* * *

Ушла любовь…
Конец был неизбежен.
Восторгам, ссорам,
Всем слезам, речам.
Любовь ушла,
А я и ты – все те же,
С деревьев те же
Птицы нам кричат.

Кричат,
Что ничего не изменилось.
Вчера, сегодня,
Будут вновь и вновь
Кричать счастливым,
Что любовь родилась,
А нам кричать,
Что умерла любовь.

Ушла любовь.
Как корабли уходят.
Как птиц уносит
В дальние края.
Всё на Земле
Когда-нибудь проходит.
Ушла любовь,
Уйдём и ты, и я.

<1971,2010>

 

* * *

Взметнулись в поднебесье птицы,
Занялся заревом простор.
Закат карающей десницей
Над миром крылья распростер.
До глубины в тот миг потрясший
Планету всю
закат светил.
И шар земной,
в грехах погрязший,
В оцепенении застыл.
Но лишь на самое мгновенье,
Чтоб сразу напрочь страх забыть,
Минуту слабости презреньем
Облить
и продолжать грешить.

<1969>

 

Апокалипсис

Отравлен хлеб и воздух выпит…
                                     О.М.

Навис над миром Божий бич –
всё о конце нам предвещает.
Наш о спасенье жалкий клич
средь стен высоких затухает.

В грехах своих погрязли мы.
Неотвратимое возмездье
Несёт к обрыву плот с людьми.
Как никогда,близки мы к бездне.

Пропели наши соловьи,
несчастья в горы вырастают.
Людишки, словно муравьи,
когда огонь к ним подступает.

24 декабря 2010 г.

16 марта 2011 г. в институте, где я работаю, мои студенты и коллеги поздравляли меня с моим семидесятилетием. Я читал много своих стихов. Про это стихотворение мне сказали, что я предсказал события в Японии. Действительно, во время этой страшной трагедии  это моё предупреждение звучит как никогда более актуально!
Я в связи с происходящими сейчас катастрофами вспомнил бы о взглядах Л.Н.Толстого на развитие современной науки. Он утверждал, что люди производят огромное количество ненужных вещей и проводят огромное множество дорогостоящих (и, говоря современным языком, энергоёмких) ненужных исследований. В частности, огромное количество ресурсов и энергии идёт на военные цели. Если бы люди уменьшили свои потребности и были бы ближе к Богу, им бы никакая атомная энергия не потребовалась.

Поэзия@Журнал литературной критики и словесности. — №10. — октябрь. — 2011