Александр Абрамов (Москва). «О частушках»

Александр АБРАМОВ (Москва)

Об авторе: Абрамов Александр Анатольевич – доктор физико-математических наук, профессор Московского государственного института электронной техники. Родился в г. Брянске в 1941 г . Окончил физический факультет Воронежского госуниверситета. Стихи пишет с 1965 г . В последние годы написал несколько эссе о поэзии и поэтах. Статья о поэте Борисе Рыжем опубликована в английском альманахе «Альбион» №1 (2008). Статья «Кого можно называть русским национальным поэтом» опубликована в журнале «Аврора» №1 (2009). Есть публикация в журнале «Знамя» (Конференц зал, «non fiction», №1, 2003). Мемуары об отце (литературовед и поэт Анатолий Михайлович Абрамов) опубликованы в книге «Лирика и эпос одной судьбы», изданной в Воронеже. Стихи публиковались в журнале «Подъём», в антологиях «Дыхание земли» и «Земляки» и в коллективных сборниках. 

Постоянный автор Журнала литературной критики и словесности: 

«Строгинский калейдоскоп» (http://www.uglitskih.ru/critycs/abramov%2010.htm),

«Стихи и размышления о стихах» (http://www.uglitskih.ru/poetry/abramov%208.htm),

«О некоторых литературных шедеврах советской эпохи и не только о них» (http://www.uglitskih.ru/critycs/abramov%209.htm),

«Россия — родина поэтов» (http://www.uglitskih.ru/poetry/abramov%207.htm),

«О времени и о его героях (Георгий Иванов, Павел Шубин, Сергей Довлатов)»,

«Не вечен наш Ноев ковчег»   и ряд др.

E-mail: abramov-miet@mail.ru

О ЧАСТУШКАХ

Частушки – важный элемент фольклора, наряду со сказками, народными песнями, былинами, сказками, пословицами и поговорками. Все эти произведения прекрасно характеризуют дух народа, его традиции, обычаи, менталитет. Самуил Яковлевич Маршак, который долгое время учился в Англии, долго и серьёзно занимался английским фольклором, что позволило ему впоследствии стать блестящим переводчиком английских баллад, песен, шуточных стихов для детей. Русские народные частушки – одно из наиболее распространённых выражений русского характера, его неиссякаемого юмора, жизнелюбия, стойкости в борьбе с житейскими неудачами. Изучением русского и иностранного фольклора с успехом занимались многие великие русские писатели: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Лев Толстой и другие. Вспомним Владимира Даля, который черпал из народного колодца материалы для своего знаменитого словаря русского языка. Он же составил обширный сборник русских пословиц, справедливо утверждая: «словесная речь человека – это дар божий, откровение: доколе человек живет в простоте душевной, доколе у него ум за разум не зашел, она проста, пряма и сильна; по мере раздора сердца и думки, когда человек заумничается, речь эта принимает более искусственную постройку, в общежитии пошлеет, а в научном круге получает особое, условное значение. Пословицы и поговорки слагаются только в пору первобытной простоты речи и, как отрасли, близкие к корню, стоят нашего изучения и памяти». Мои родители были преподавателями историко-филологического факультета Воронежского Государственного университета. Так вот каждое лето студенты филологи отправлялись в путешествие по Воронежским сёлам и деревням в охоту за сокровищами русского языка, собирая и записывая от стариков, сохранившиеся в их памяти перлы народного творчества.
Надо сказать, что наряду с русским Севером, где особенно сильны традиции сохранения исконного русского языка, Российское Черноземье также является кладовой русского народного творчества. Там проживали известные русские сказительницы, известен Воронежский Русский народный хор. Не случайно в Воронеже родились Кольцов, Никитин, Бунин, Маршак, Платонов, Жигулин, Прасолов и другие известные писатели.

В Богучаре Воронежской области родился Александр Николаевич Афанасьев, который очень много сделал для русской культуры. Он собрал огромную коллекцию русских сказок, написал замечательный труд «Поэтические воззрения славян на природу». Афанасьев – автор большого количества статей о многих русских писателях, публикатор статей и писем А.С Пушкина. Он был известным этнографом, написавшим ряд работ о домовых, ведьмах, колдовстве, древнерусских языческих преданиях.

В отличие от сказок, былин, пословиц, которые являются «долговременными снарядами» и рассчитаны на длительное использование в арсенале русского языка, частушки – это «оружие ближнего боя». Они быстро откликаются на какие-то текущие события и часто быстро умирают. С этим связано и то, что в частушках нередко используются самые простые приёмы стихосложения. Часто не выдержаны размеры стиха, отсутствуют некоторые рифмы и т.д. Принято считать, что авторами частушек является народ, хотя, очевидно, исходным материалом частушек является произведение, написанное одним автором. Роль народа заключается в шлифовке и отбраковывании неудачных и отслуживших образцов. В принципе, частушку может написать почти кто угодно. Достаточно наличия у человека минимального чувства ритма и слуха, и любви к русскому языку. Аудитория слушателей частушек – это всевозможные праздники, свадьбы, застолья. В старых русских деревнях эти праздники проходили на деревенских дворах, улицах, где под гармошку или баян какой-нибудь молодой парень или девушка громко исполнял частушки. Иногда добрые, иногда злые, иногда приличные, иногда солёные. Либо про какие-нибудь деревенские события, либо про какую-нибудь местную знаменитость. Иногда частушки затрагивали и международные политические дела и крупных общеизвестных личностей.

В «Википедии» о частушках написано следующее: Частушка – фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. По предположению А.А.Шахматова название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия — «то, что часто повторяют».

Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.

Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.

По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой. «Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни.

«Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда.

Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. Частушки сочиняли все — и взрослые и дети.

Приведу примеры достаточно известных частушек на самые разные темы:

* * *

Девки по лесу гуляли,
Любовалися на ель.
Какая ель, какая ель,
Какие шишечки на ней.

* * *

В нашем саде в самом заде
Вся трава помятая.
То не буря, то не град.
То любовь проклятая.

* * *

Мы Воронежски девчата,
По Воронежски поём.
Кто ребят наших полюбит –
Всё равно мы отобьём.

 

* * *

С неба звёздочка упала

Прямо милому в штаны.

Хоть бы всё там разорвала,

Лишь бы не было войны.

 

* * *

Мелкий дождик моросит,
Нулевая видимость.
У ларька мужик лежит-
Русская недвижимость.

* * *

Что-то стали пятки зябнуть —
не пора ли нам дерябнуть!
Что-то стало холодать —
не пора ли нам поддать!

 

И моё добавление:

А в кармане нету мани,
и в природе шум и гам.
И погода так и манит,
чтоб занять и выпить нам.

 

Я на Стихире несколько раз устраивал частушечные марафоны, в которых принимали участие многие мои друзья. Мне кажется, что написанные нами главным образом экспромты довольно интересны.

 

*  *  *

Ну, парнишечка простой,
Смехом в душу брызни.
Ты частушки нам пропой:
Всё – про правду жизни.

*  *  *
Милый морду мне набил,
Было очень больно.
А свекровь, едрёна вошь,
Оченно довольна.

*  *  *

Дал же бог мне муженька —
просто наказание!
Не мужик он у меня,
а одно название!

*  *  *

Он — хороший собутыльник,
и у них хороший брак.
У него в штанах будильник,
у неё под юбкой мрак.

*  *  *
Во саду ли в огороде
Зайцы порезвились.
От несчастия такого
С мужем мы напились.

*  *  *

Милый мне сказал «Привет!
Надо быть смелее».
Я сказала ему «Нет»,
После пожалела.

*  *  *

Васька Дуньку обложил
Трёхэтажным матом.
Разве можно в мире жить
С этим супостатом.

 

* * *

Гимнописец умер главный,
Был мужик он в общем славный.
Плачь страна и будь потише:
Кто нам гимн теперь напишет?

 

* * *

Я стишки ни в склад, ни в лад
Пушкину вдогонку
Сочиняю, сам не рад,
Лишь бы было звонко.

 

* * *

Графоман в углу дерёт
Музу беззащитную.
Молча смотрит наш народ
на кино элитное!

* * *

С жёнкой мне не повезло —
притащил с провинции.
Что ни ночь, то мне назло
блещет эрудицией.

 

* * *

Ёлки-палки. Лес густой —
Можно заблудиться.
Парня взяли на постой —
На сестре жениться!

 

* * *

Голосуй – не голосуй –
Всё равно обманут.
В петлю голову не суй,
Йодом мажут раны.

 

* * *

Аты-баты! Всё ништяк!
Загляните в святцы.
Наша жизнь – такой пустяк,
Веселитесь, братцы.

 

* * *

Дед надел свой малахай,
Двинул на задание..
Бабка, ты его не хай,
У него свидание.

 

* * *

Две вороны над берёзой
громко, громко каркали.
Всё роняла Света слёзы
ночью чёрной жаркою.

 

* * *

Моя кошка любит сливки.
Муж с друзьями пиво пьёт.
Воблу, сушки и оливки
после пива муж мой жрёт.

* * *

У козы одно имущество –
над другими преимущество:
очень длинные рога,
чтоб боднуть она могла.

 

* * *

Коля Машу ревновал
к Игорю отчаянно.
Игорь с Машей переспал
просто так, нечаянно.

 

* * *

Привязали мы собаку
у забора на цепи.
Приказали мы собаке:
гавкай громко и не спи.

 

* * *
Завели мы кошку Зину —
ей давай минтая.
Колбасу из магазина
кушать не желает.

 

* * *

Ветер по двору гуляет,
Юбки девкам задирает.
Ножки девок хороши,
Мы смеёмся от души.

Дальше идут отклики моих друзей вместе с моими ответами:

Кошка кушает минтай
папа жрёт оливки,
бабка деду малахай
штопает с улыбкой)

Джон Магвайер

Капитан наш — молодец,
царствует на рубке.
Ванька Машке — вот подлец —
заглянул под юбку.

Александр Абрамов

Кок на камбузе разбил
красное яичко,
дует ветер с Фермапил
в юбочку сестрички.

Джон Магвайер

Где под юбкой супер приз —
ветер не гуляет,
говорил мне юнга «Плиз…»
в прошлогоднем мае)

Марина Гербер

Джон с Мариною — поэты —
милостью Божей.
Их побить в конкуре этом —
выпрыгнуть из кожи.

Александр Абрамов

Наливаю я стакан
Саше для почину,
май, как рыжий таракан,
выпьем — за дивчину)

Марина Гербер

Над водой летают утки,
пух летит с перины.
За улыбки и за шутки
чокнусь я с Мариной!

Александр Абрамов

И заздравную споем,
нам ли быть в печали,
хорошо, когда вдвоем
снова на причале)

Марина Гербер

Ну, ещё кто тоже с нами
выпьет за компанию.
Стопаря махну с друзьями,
хоть хватил я ранее.

Александр Абрамов

Мы компанию большую
собираем здесь с утра,
слово льем напропалую
для душевного тепла)

Марина Гербер

Расчастушилась Стихира —
хором пишуть! Хошь не хошь!
Мыслю черпають в сортире.
Растудыть. Едрёна вошь!

Александр Абрамов

Пролетали две тетери
Над родным болотом,
Где искать мне их теперя?
Вместе в бегемотом:)))

Ирина Фетисова-Мюллерсон

Пёстрый дятел тут стучал,
а тетерей не видал.
Ну, а толстый бегемот
во дворе у нас живёт.

Александр Абрамов

От деревни до деревни
Два килОметра езды.
Потеряла моя милка
Карбюратор от…»Пежо».

Дмитрий Карпович

Карбюратор — не вопрос,
ей ещё разбили нос.
Разорвали снизу платье
ей, ещё подруге Кате!

Александр Абрамов

Вот и утро наступило,
Ночь к себе отчалила…
Эх, была б у бабки сила
То б дедка ужалила!

Нина Тиллиман

Ветер воет в чистом поле.
Мало дела, много слов.
Дай старухам только волю —
всё б пинали бы дедов.

Александр Абрамов

Александр и Джон с Мариной
Дружно, весело поют,
Ведь, они не чай с малиной,
А коньяк армянский пьют.

Разыгралась вся Стихира,
Слышу, с ними в унисон,
Подключилась и Ирина —
Это та, что Мюллерсон.

Ну, и я тут не стерпела,
Ноги запросились в пляс,
Вдруг частушки Бовт запела —
Масленица,ведь, у нас!

Анна Бовт

Я подкрасилась по моде,
Чтобы Васю удивить.
Вася сильно удивился —
Перестал ко мне ходить!
.
До рассвета прождала –
Вася не явился.
Он, должно быть, среди девок
Ночью заблудился!
.
Ой, ржу-нимажу!
Рядом с Васею лежу!
Девки! Он такой красивый!
Ни за что не покажу!
.
Ой, мать-простыня,
Лунные дорожки!
Васе век любить меня
За горячи ножки!
.
Ой, люблю я Васю так,
Что трещат полати!
Всю бы жизнь они трещали,
Ёлы-палы-мати!

Фалалеева Татьяна

Где бы взять сейчас наган,
И бегом бы к Машке
Ей бы ручкой по ногам,
Да по голым ляжкам…

Краснов А.

Что ты руки распускаешь?!
Рано юбку задираешь:
В ЗАГС сначала отведи
А потом уже гляди!

Ты, зятёк, не сомневайся:
Мы честь дочки берегли!..
Было! Раза три встречалась,
Но по пьянке, без любви!..

Милый! Жди пока стемнеет,-
Секс при свете извращенье!
Надо лишь дождаться ночи,
А потом люби как хочешь!..

Нежно милка попросила:
«Прежде, чем на койку лечь:
Разогрей меня, мой милый!»
Посадил её на печь…

Валерий Денисов

Литературная критика и публицистика @ ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ И СЛОВЕСНОСТИ  — №4. — апрель. — 2014