Александр АБРАМОВ (Москва)
Об авторе: Абрамов Александр Анатольевич – доктор физико-математических наук, профессор Московского государственного института электронной техники. Родился в г. Брянске в 1941 г . Окончил физический факультет Воронежского госуниверситета. Стихи пишет с 1965 г . В последние годы написал несколько эссе о поэзии и поэтах. Статья о поэте Борисе Рыжем опубликована в английском альманахе «Альбион» №1 (2008). Статья «Кого можно называть русским национальным поэтом» опубликована в журнале «Аврора» №1 (2009). Есть публикация в журнале «Знамя» (Конференц зал, «non fiction», №1, 2003). Мемуары об отце (литературовед и поэт Анатолий Михайлович Абрамов) опубликованы в книге «Лирика и эпос одной судьбы», изданной в Воронеже. Стихи публиковались в журнале «Подъём», в антологиях «Дыхание земли» и «Земляки» и в коллективных сборниках.
Постоянный автор Журнала литературной критики и словесности:
«Строгинский калейдоскоп» (http://www.uglitskih.ru/critycs/abramov%2010.htm),
«Стихи и размышления о стихах» (http://www.uglitskih.ru/poetry/abramov%208.htm),
«О некоторых литературных шедеврах советской эпохи и не только о них» (http://www.uglitskih.ru/critycs/abramov%209.htm),
«Россия — родина поэтов» (http://www.uglitskih.ru/poetry/abramov%207.htm),
«О времени и о его героях (Георгий Иванов, Павел Шубин, Сергей Довлатов)»,
«Не вечен наш Ноев ковчег» и ряд др.
E-mail: abramov-miet@mail.ru
О ЧАСТУШКАХ
Частушки – важный элемент фольклора, наряду со сказками, народными песнями, былинами, сказками, пословицами и поговорками. Все эти произведения прекрасно характеризуют дух народа, его традиции, обычаи, менталитет. Самуил Яковлевич Маршак, который долгое время учился в Англии, долго и серьёзно занимался английским фольклором, что позволило ему впоследствии стать блестящим переводчиком английских баллад, песен, шуточных стихов для детей. Русские народные частушки – одно из наиболее распространённых выражений русского характера, его неиссякаемого юмора, жизнелюбия, стойкости в борьбе с житейскими неудачами. Изучением русского и иностранного фольклора с успехом занимались многие великие русские писатели: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Лев Толстой и другие. Вспомним Владимира Даля, который черпал из народного колодца материалы для своего знаменитого словаря русского языка. Он же составил обширный сборник русских пословиц, справедливо утверждая: «словесная речь человека – это дар божий, откровение: доколе человек живет в простоте душевной, доколе у него ум за разум не зашел, она проста, пряма и сильна; по мере раздора сердца и думки, когда человек заумничается, речь эта принимает более искусственную постройку, в общежитии пошлеет, а в научном круге получает особое, условное значение. Пословицы и поговорки слагаются только в пору первобытной простоты речи и, как отрасли, близкие к корню, стоят нашего изучения и памяти». Мои родители были преподавателями историко-филологического факультета Воронежского Государственного университета. Так вот каждое лето студенты филологи отправлялись в путешествие по Воронежским сёлам и деревням в охоту за сокровищами русского языка, собирая и записывая от стариков, сохранившиеся в их памяти перлы народного творчества.
Надо сказать, что наряду с русским Севером, где особенно сильны традиции сохранения исконного русского языка, Российское Черноземье также является кладовой русского народного творчества. Там проживали известные русские сказительницы, известен Воронежский Русский народный хор. Не случайно в Воронеже родились Кольцов, Никитин, Бунин, Маршак, Платонов, Жигулин, Прасолов и другие известные писатели.
В Богучаре Воронежской области родился Александр Николаевич Афанасьев, который очень много сделал для русской культуры. Он собрал огромную коллекцию русских сказок, написал замечательный труд «Поэтические воззрения славян на природу». Афанасьев – автор большого количества статей о многих русских писателях, публикатор статей и писем А.С Пушкина. Он был известным этнографом, написавшим ряд работ о домовых, ведьмах, колдовстве, древнерусских языческих преданиях.
В отличие от сказок, былин, пословиц, которые являются «долговременными снарядами» и рассчитаны на длительное использование в арсенале русского языка, частушки – это «оружие ближнего боя». Они быстро откликаются на какие-то текущие события и часто быстро умирают. С этим связано и то, что в частушках нередко используются самые простые приёмы стихосложения. Часто не выдержаны размеры стиха, отсутствуют некоторые рифмы и т.д. Принято считать, что авторами частушек является народ, хотя, очевидно, исходным материалом частушек является произведение, написанное одним автором. Роль народа заключается в шлифовке и отбраковывании неудачных и отслуживших образцов. В принципе, частушку может написать почти кто угодно. Достаточно наличия у человека минимального чувства ритма и слуха, и любви к русскому языку. Аудитория слушателей частушек – это всевозможные праздники, свадьбы, застолья. В старых русских деревнях эти праздники проходили на деревенских дворах, улицах, где под гармошку или баян какой-нибудь молодой парень или девушка громко исполнял частушки. Иногда добрые, иногда злые, иногда приличные, иногда солёные. Либо про какие-нибудь деревенские события, либо про какую-нибудь местную знаменитость. Иногда частушки затрагивали и международные политические дела и крупных общеизвестных личностей.
В «Википедии» о частушках написано следующее: Частушка – фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. По предположению А.А.Шахматова название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия — «то, что часто повторяют».
Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.
Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.
По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой. «Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни.
«Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда.
Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. Частушки сочиняли все — и взрослые и дети.
Приведу примеры достаточно известных частушек на самые разные темы:
* * *
Девки по лесу гуляли,
Любовалися на ель.
Какая ель, какая ель,
Какие шишечки на ней.
* * *
В нашем саде в самом заде
Вся трава помятая.
То не буря, то не град.
То любовь проклятая.
* * *
Мы Воронежски девчата,
По Воронежски поём.
Кто ребят наших полюбит –
Всё равно мы отобьём.
* * *
С неба звёздочка упала
Прямо милому в штаны.
Хоть бы всё там разорвала,
Лишь бы не было войны.
* * *
Мелкий дождик моросит,
Нулевая видимость.
У ларька мужик лежит-
Русская недвижимость.
* * *
Что-то стали пятки зябнуть —
не пора ли нам дерябнуть!
Что-то стало холодать —
не пора ли нам поддать!
И моё добавление:
А в кармане нету мани,
и в природе шум и гам.
И погода так и манит,
чтоб занять и выпить нам.
Я на Стихире несколько раз устраивал частушечные марафоны, в которых принимали участие многие мои друзья. Мне кажется, что написанные нами главным образом экспромты довольно интересны.
* * *
Ну, парнишечка простой,
Смехом в душу брызни.
Ты частушки нам пропой:
Всё – про правду жизни.
* * *
Милый морду мне набил,
Было очень больно.
А свекровь, едрёна вошь,
Оченно довольна.
* * *
Дал же бог мне муженька —
просто наказание!
Не мужик он у меня,
а одно название!
* * *
Он — хороший собутыльник,
и у них хороший брак.
У него в штанах будильник,
у неё под юбкой мрак.
* * *
Во саду ли в огороде
Зайцы порезвились.
От несчастия такого
С мужем мы напились.
* * *
Милый мне сказал «Привет!
Надо быть смелее».
Я сказала ему «Нет»,
После пожалела.
* * *
Васька Дуньку обложил
Трёхэтажным матом.
Разве можно в мире жить
С этим супостатом.
* * *
Гимнописец умер главный,
Был мужик он в общем славный.
Плачь страна и будь потише:
Кто нам гимн теперь напишет?
* * *
Я стишки ни в склад, ни в лад
Пушкину вдогонку
Сочиняю, сам не рад,
Лишь бы было звонко.
* * *
Графоман в углу дерёт
Музу беззащитную.
Молча смотрит наш народ
на кино элитное!
* * *
С жёнкой мне не повезло —
притащил с провинции.
Что ни ночь, то мне назло
блещет эрудицией.
* * *
Ёлки-палки. Лес густой —
Можно заблудиться.
Парня взяли на постой —
На сестре жениться!
* * *
Голосуй – не голосуй –
Всё равно обманут.
В петлю голову не суй,
Йодом мажут раны.
* * *
Аты-баты! Всё ништяк!
Загляните в святцы.
Наша жизнь – такой пустяк,
Веселитесь, братцы.
* * *
Дед надел свой малахай,
Двинул на задание..
Бабка, ты его не хай,
У него свидание.
* * *
Две вороны над берёзой
громко, громко каркали.
Всё роняла Света слёзы
ночью чёрной жаркою.
* * *
Моя кошка любит сливки.
Муж с друзьями пиво пьёт.
Воблу, сушки и оливки
после пива муж мой жрёт.
* * *
У козы одно имущество –
над другими преимущество:
очень длинные рога,
чтоб боднуть она могла.
* * *
Коля Машу ревновал
к Игорю отчаянно.
Игорь с Машей переспал
просто так, нечаянно.
* * *
Привязали мы собаку
у забора на цепи.
Приказали мы собаке:
гавкай громко и не спи.
* * *
Завели мы кошку Зину —
ей давай минтая.
Колбасу из магазина
кушать не желает.
* * *
Ветер по двору гуляет,
Юбки девкам задирает.
Ножки девок хороши,
Мы смеёмся от души.
Дальше идут отклики моих друзей вместе с моими ответами:
Кошка кушает минтай
папа жрёт оливки,
бабка деду малахай
штопает с улыбкой)
Джон Магвайер
Капитан наш — молодец,
царствует на рубке.
Ванька Машке — вот подлец —
заглянул под юбку.
Александр Абрамов
Кок на камбузе разбил
красное яичко,
дует ветер с Фермапил
в юбочку сестрички.
Джон Магвайер
Где под юбкой супер приз —
ветер не гуляет,
говорил мне юнга «Плиз…»
в прошлогоднем мае)
Марина Гербер
Джон с Мариною — поэты —
милостью Божей.
Их побить в конкуре этом —
выпрыгнуть из кожи.
Александр Абрамов
Наливаю я стакан
Саше для почину,
май, как рыжий таракан,
выпьем — за дивчину)
Марина Гербер
Над водой летают утки,
пух летит с перины.
За улыбки и за шутки
чокнусь я с Мариной!
Александр Абрамов
И заздравную споем,
нам ли быть в печали,
хорошо, когда вдвоем
снова на причале)
Марина Гербер
Ну, ещё кто тоже с нами
выпьет за компанию.
Стопаря махну с друзьями,
хоть хватил я ранее.
Александр Абрамов
Мы компанию большую
собираем здесь с утра,
слово льем напропалую
для душевного тепла)
Марина Гербер
Расчастушилась Стихира —
хором пишуть! Хошь не хошь!
Мыслю черпають в сортире.
Растудыть. Едрёна вошь!
Александр Абрамов
Пролетали две тетери
Над родным болотом,
Где искать мне их теперя?
Вместе в бегемотом:)))
Ирина Фетисова-Мюллерсон
Пёстрый дятел тут стучал,
а тетерей не видал.
Ну, а толстый бегемот
во дворе у нас живёт.
Александр Абрамов
От деревни до деревни
Два килОметра езды.
Потеряла моя милка
Карбюратор от…»Пежо».
Дмитрий Карпович
Карбюратор — не вопрос,
ей ещё разбили нос.
Разорвали снизу платье
ей, ещё подруге Кате!
Александр Абрамов
Вот и утро наступило,
Ночь к себе отчалила…
Эх, была б у бабки сила
То б дедка ужалила!
Нина Тиллиман
Ветер воет в чистом поле.
Мало дела, много слов.
Дай старухам только волю —
всё б пинали бы дедов.
Александр Абрамов
Александр и Джон с Мариной
Дружно, весело поют,
Ведь, они не чай с малиной,
А коньяк армянский пьют.
Разыгралась вся Стихира,
Слышу, с ними в унисон,
Подключилась и Ирина —
Это та, что Мюллерсон.
Ну, и я тут не стерпела,
Ноги запросились в пляс,
Вдруг частушки Бовт запела —
Масленица,ведь, у нас!
Анна Бовт
Я подкрасилась по моде,
Чтобы Васю удивить.
Вася сильно удивился —
Перестал ко мне ходить!
.
До рассвета прождала –
Вася не явился.
Он, должно быть, среди девок
Ночью заблудился!
.
Ой, ржу-нимажу!
Рядом с Васею лежу!
Девки! Он такой красивый!
Ни за что не покажу!
.
Ой, мать-простыня,
Лунные дорожки!
Васе век любить меня
За горячи ножки!
.
Ой, люблю я Васю так,
Что трещат полати!
Всю бы жизнь они трещали,
Ёлы-палы-мати!
Фалалеева Татьяна
Где бы взять сейчас наган,
И бегом бы к Машке
Ей бы ручкой по ногам,
Да по голым ляжкам…
Краснов А.
Что ты руки распускаешь?!
Рано юбку задираешь:
В ЗАГС сначала отведи
А потом уже гляди!
Ты, зятёк, не сомневайся:
Мы честь дочки берегли!..
Было! Раза три встречалась,
Но по пьянке, без любви!..
Милый! Жди пока стемнеет,-
Секс при свете извращенье!
Надо лишь дождаться ночи,
А потом люби как хочешь!..
Нежно милка попросила:
«Прежде, чем на койку лечь:
Разогрей меня, мой милый!»
Посадил её на печь…
Валерий Денисов
Литературная критика и публицистика @ ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ И СЛОВЕСНОСТИ — №4. — апрель. — 2014