Н.А. АРЗАМАСЦЕВА, А.В.КОЗЫРЕВ (Омск)
АРКАДИЙ КУТИЛОВ – НАШ ЗЕМЛЯК
Вглядываясь в биографию поэта…
Несмотря на то, что жизнь Кутилова оказалась очень короткой, он успел оставить после себя огромное наследие, включающее в себя большое количество разножанровых произведений: стихов, прозы, рисунков, живописных работ.
Трудно, незачем и не нам судить о том, почему так закончилась жизнь человека, почему поэзия Кутилова была достойно оценена только спустя несколько лет после его смерти.
Стихи омского поэта вошли в антологию «Русская муза XX века», включены в антологию «Русская поэзия XX столетия», изданную в Лондоне на английском, наконец, – в нашумевшую антологию «Строфы века».
Чем же так притягивает к себе Аркадий Кутилов? Конечно же, своим необыкновенным творчеством и интереснойличностью, редким поэтическим даром.
Родился Аркадий в 1940 г. в таежной деревне Рысья Иркутской области, неподалеку от которой протекает речушка Кутил.
Вскоре после войны, похоронив мужа, Мария Васильевна Кутилова возвращается с двумя маленькими сыновьями: старшим – Юрием и младшим – Адием на свою родину, в село БражниковоКолосовского района Омской области.
Детство и юность Аркадия Кутилова прошли в живописном сибирском селе с двумя речками Ошей и Яченкой, ставшем источником творчества будущего поэта.
В 1947 году он поступил в Бражниковскую семилетнюю школу.
Адий был читателем от бога, книги любил до безумия и читал их взахлёб. Кроме русских народных сказок, рассказов Джека Лондона, Александра Дюма, он особенно много читал о героях войны, особое место в его чтении занимала поэзия Марины Цветаевой, томики запрещённых стихов которой попались ему случайно в местной библиотеке. Её поэзия оставила неизгладимый следв душе будущего поэта.
В 1953 году Адий заканчивает семилетнюю школу. В то время в стране было модным движение Стахановцев. Он решил ехать в г. Омск поступать в ремесленное училище на обучение профессии токаря, эта профессия в то время была престижной.
Он сдал в училище документы и ему назначили день собеседования, но поступать он передумал, объяснив, что профессия токаря не даст свободы – будешь привязан к станку и всё, а он способен на большее в этой жизни и более высокие дела. Забрав документы в училище, он вернулся в Бражниково.
Его трудовая биография началась с рисования прикроватных ковров на клеёнке, портретов, натюрмортов. Он одинаково хорошо рисовал карандашом, углём, гуашью, а позже масляными красками.
Адий учился на двухгодичном заочном отделении рисунка и живописи Московского университета культуры имени Н. К. Крупской.
По словам Кутилова, заочный Народный университет дал ему достаточно знаний, чтобы выработать художественный вкус и своё видение искусства.
В эти годы он работал заведующим сельским клубом и одновременно – художником-оформителем.
С октября 1962 года Аркадий проходит армейскую службу в дачном пригороде Смоленска – Красном Бору.
Во время службы он активно включается в жизнь местного литературного объединения, участвует в семинаре молодых литераторов, его стихи охотно печатают областные и армейские газеты, он получает высокую оценку своего творчества от таких поэтов, как Александр Твардовский и Николай Рыленков.
На третьем году службы в армии с ним приключился интоксикационный психоз и он был комиссован. В подавленном состоянии, потеряв интерес ко всему, он возвращается в родное село, работает журналистом в районных газетах.
Пережив тяжелейшую душевную депрессию, продолжавшуюся около года, Аркадий возвращается к литературной деятельности.
Впервые его стихи появились в 1965 году в газете «Молодой сибиряк» и в сборнике «Тропинка на Парнас».
Адий Кутилов не получил литературного образования, однако он постоянно занимался самообразованием. Хотя он родился в Иркутской области, но своей «малой» родиной он считал село Бражниково. Ведь именно здесь происходило его становление и как человека, и как поэта.
Он перерос своё деревенское детство, оно для него навсегда осталось где-то там, в наивной мальчишеской вере в людей, в счастливое будущее.
После возвращения из армии Аркадий женится на любимой женщине, у них рождается сын.
В 1967, году после смерти матери, он с молодой женой и сыном уезжал в Иркутскую область, где он когда-то родился, на родину своего отца.
Но через год Аркадий возвращается на свою малую родину – в село Бражниково.
Семейная жизнь поэта не складывается. В один год от него уходит жена, умирает родной брат и поэт остаётся один, без семьи и без дома.
Некоторое время он ведет кочевой образ жизни сельского журналиста, работает в целом ряде районных газет, нигде подолгу не задерживаясь.
Решив посвятить свою жизнь литературе, перебирается в Омск. Однако и в городе в судьбе поэта ничего не изменилось.
В течение многих лет его окружали только случайные люди и немногочисленные друзья.
Его домом, рабочим кабинетом становятся чердаки и подвалы, палаты психиатрических больниц, библиотека колонии, где можно было отдаться творчеству.
Несмотря ни на что, он писал почти круглосуточно. Сотни стихов, десятки поэм. Наверное, только вера в Добро, в свой Талант, в своё Предназначение помогла ему вынести эти бесконечно долгие страшные годы.
«В стихах Аркадия Кутилова поэзия словно бы рождается еще раз, от Адама.
А. Кутилову надо было просто самому находиться в первобытных условиях, как В. Хлебникову, чтобы получалась поэзия. Только в звериной шкуре сознательного бомжа он мог стать сибирским киником с диогеновской свободой мышления и стихосложения.
Но если теплолюбивому греку достаточно было бочки, то сибирскому Диогену «бочкой» служил весь мир, начиная с природы, выучившей поэта таежно-чистому языку» (Владимир Яранцев, город Красноярск).
Читая его стихи, мы не найдем в них озлобленности или обиды. Напротив, его поэзия одухотворена любовью к людям, родной природе, к России. Он пел о своей «тихой родине», о заре, об утренней зеленой звезде, о любви.
Творчество Кутилова можно считать многоплановым, всеохватным, оно отражает в себе все проблемы, какие только могут взволновать сердце истинного поэта.
Нравственность и духовность, экология, философия и история, война и политика, наука и искусство – все эти темы поэт пропускает через свою мятущуюся, ранимую душу; заметно меняются его стиль и лексика, но везде слышен узнаваемый, «Кутиловский» неповторимый голос.
Почти все творчество Кутилова автобиографично. Он писал о людях, которых видел каждый день, писал о них с теплотой, окрашенной нотками юмора. За этим грустным юмором видна тоска разочарования, а иногда – и настоящее отчаяние. Кутилов не питал иллюзий относительно окружающей его жизни, при этом стремясь к тому, чтобы его образы вызывали у зрителя симпатию, но не жалость.
Жизнь Аркадия Кутилова прервалась на взлёте, он трагически погиб в 1985 году.
Размышляя о судьбе Аркадия Кутилова, как-то явственнее, материальнее наводят на мысль о смысле старинного русского речения: «написано на роду». Да, поэту было написано на роду прожить недолгую, во многом несуразную, противоречивую, с высокими взлётами и мрачными провалами, жизнь, но сердцевиной, сутью, основой её было творчество.
Годы его активной творческой работы совпали с пресловутым периодом застоя, как теперь поименован отрезок времени 70-х и начала 80-х.
Интуитивно, рецепторами своего таланта Кутилов, как мог, сопротивлялся всеобщей нивелировке душ, всеобщему разрушительному нейтрализму. Он ушел в себя, сведя к минимуму потребности тела, жил аскетично, общался буквально с одним-двумя наиболее близкими ему людьми, но и то же время, – и это сегодня явственно видно по его стихам, – в поэте постоянно шла, не прерывалась работа души, которая никогда у него «не ленилась». Тем не менее, окружающее время накладывало и на Кутилова свой отпечаток, ставило своё тавро – отсюда сарказм его стихов, горечь, порою и мрачность, родственная этакому «чёрному юмору». Несмотря ни на что, главным в жизни Аркадия Кутилова было творчество. Любил он живопись, особенно тепло говорил о Чюрленисе, любил классическую музыку –Бетховена, Чайковского, Скрябина, но сутью его натуры все жебыли стихи. Они и остались после поэта.
«Судьба дала Кутилову право говорить о самых явных земных категориях, говорить остро и убедительно, потому что наделен он был редкостным поэтическим даром. И пусть не успел он полностью реализоваться, но остались его необычные, фантастические рисунки, осталась его острая пластическая проза, наконец, осталась память о поэте в сердцах его друзей» – написал в своем предисловии к первому сборнику стихов Кутилова «Провинциальная пристань» писатель Владимир Макаров.
Кутилов не сумел издать при жизни книг, оставив разрозненные записи своего творчества и неполные факты биографии. Но самые страстные поклонники «кутиловской» поэзии торопятся успеть собрать воспоминания о нём современников и то, что осело когда-то в домашних архивах его знакомых и друзей.
У него ещё всё впереди.
Будет в городе Омске и улица, носящая его имя, будет и всероссийское признание.
Творчество Аркадия Кутилова забвению не подлежит.
Оно будет жить и после нас. Будет жить и тогда, когда о многих из нас, нынешних, никто вспоминать не будет.
Литературная критика и публицистика @ ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ И СЛОВЕСНОСТИ. — №4. — апрель. — 2014